Статьей 10 Федерального Закона 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначен Принцип стимулирования инноваций.
Суть данного принципа заключается в том, что Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
В настоящее время в России принята концепция и стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающая формирование российской экономики на базе развития лидерства и инноваций. Их реализация предусматривает решение задач во многих направлениях социально-экономической политики, в том числе в сфере государственных и муниципальных закупок - в части создания необходимых инструментов и процедур, дающих возможность заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству в целом стимулировать за счет закупок создание такой инновационной продукции.
В целях эффективного использования бюджетных средств при проведении закупок заказчики при планировании и осуществлении закупки должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Однако, частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ определены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, в том числе установлен запрет включения требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, заказчик формирует объект закупки в соответствии с собственными нуждами, при этом руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ, в том числе принципами контрактной системы в сфере закупок, указанными в статье 6 Закона N 44-ФЗ.
Несмотря на то обстоятельство, что одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок провозглашен принцип стимулирования инноваций, на сегодняшний день закупки пока что только стремятся стать существенным инструментом стимулирования инновационной активности.
Со вступлением в силу Федерального Закона 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», был расширен перечень доступных способов определения поставщика, введены такие способы закупки, как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
Двухэтапный конкурс является процедурой, в рамках реализации которой у заказчика появляется возможность приобрести инновационную продукцию, так как в этом случае он вправе скорректировать первоначально установленные требования к закупаемой продукции по результатам переговоров с участниками.
Таким образом, частично решена одна из проблем закупки инновационной продукции - необходимость установления конкретных требований к характеристикам закупаемой продукции в отсутствие информации о характеристиках инновационных товаров, работ, услуг.
Кроме того, в рамках двухэтапного конкурса есть возможность установить дополнительные требования и выявить победителя из участников, имеющих необходимую квалификацию и ресурсы.
Ожидалось, что предоставляемые возможности проведения двухэтапного конкурса, как и возможности устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, обеспечат увеличение объема инновационной продукции, закупаемой для государственных и муниципальных нужд.
Однако, стоит отметить, что процедура двухэтапного конкурса является длительной и сложной, поэтому достаточно редко используется государственными и муниципальными заказчиками.
Критерии отнесения продукции к инновационной и высокотехнологичной продукции определяются отраслевыми ведомствами. В ряде министерств и ведомств приняты соответствующие приказы, согласно которым к инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности определенных критериев.
Тем не менее, применение таких критериев для выявления инновационной и высокотехнологичной продукции крайне затруднительно в связи с отсутствием информации, позволяющей оценить продукцию на соответствие таким критериям.
К сожалению, на сегодняшний день Федеральный закон № 44-ФЗ, весьма слабо стимулирует государственных заказчиков к закупкам высокотехнологичной и инновационной продукции.
Закупки инновационной и высокотехнологичной продукции всегда сопряжены с определенными рисками, к примеру, побочные эффекты, невозможность применения и др. А ответственность за не исполнение или не качественное исполнение условий контрактов очень жесткая. К тому же внести изменения в такой договор тоже практически невозможно (коме случаев установленных Законом).
Более того, стоит сказать, что любая инновация подразумевает некоторую нестабильность, возможность наличия сырых и непродуманных моментов, которые можно будет определить только в процессе эксплуатации продукта. Так же, стоит отметить, что исправление таких моментов зачастую требует существенных затрат, как финансовых, так и временных ресурсов. Что влечет за собой возникновение сложностей в выполнении государственными заказчиками целей, для которых данная закупка осуществлялась.
Другим важным моментом является ситуация закупки инновации ради инновации, когда особой необходимости в ней нет, но ради того чтобы показать, что заказчик идет в ногу с передовыми мыслями Правительства изобретаются предлоги для проведения таких закупок.
Существенным недостатком так же является отсутствие продуманных комплексных требований к продукции для заказчиков одной направленности, что влечет в дальнейшем разнобой требований, множество вариаций в исполнении и отсюда массу дополнительных сложностей. То есть технические задания формируются не профессионально и с ошибками, поскольку направленность заказчиков не всегда соответствует тематике закупки.
Так же, стоит отметить, что контрактная система в том исполнении, которое мы имеем не сегодняшний день, никак не стимулирует возникновение самих инноваций и высокотехнологичной продукции, появление инновационных компаний и рождение технологий. Эта система дает заказы уже существующим на рынке (по большей части крупным компаниям). Как правило, происходят закупки уже существующей продукции (заранее разработанной и опробованной). А эти компании, уже заранее поделили рынок госзаказа в своей сфере и согласовали это в той или иной форме между собой и с Заказчиками.
Сегодня, стимулирование производства высокотехнологичной и инновационной продукции прямую коррелирует с тематикой импортозамещения.
Стоит отметить, что в условиях повсеместного наличия санкций импортозамещение носит в определенной степени принудительный характер и достаточно часто сопровождаться снижением качества, повышением цен, удлинением сроков реализации инновационных проектов.
Ситуация усугубляется девальвацией рубля, ограничивающей возможности приобретать импортную продукцию (комплектующие и др. производства которых еще нет в РФ, либо во много раз дороже), снижением цен на нефть, полной или частичной утратой доверия отечественных компаний к внешнеторговым и международным инвестиционным соглашениям, постепенным исчерпанием экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса.
В связи с тем, что сроки действия санкций не имеют четких временных границ, их перечень тоже не постоянен, а порядок отмены не определен, российские компании вынуждены ориентироваться на, что называется, упреждающее импортозамещение.
Таким образом, практическая реализация принципа стимулирования инноваций на практике оказывается труднореализуемой.
Екатерина Хлестунова,
коммерческий директор
ООО «СистемРесурс»,
к.э.н., (г.Таганрог)