Потребительский рынок
3220 | 0

Портвейн принесет… почтальон!

На днях зашел в отделение «Почты России» в подмосковном городе Жуковском. И глазам своим не поверил: тут продавали не только конверты и открытки, но и… вино. За ним и выстроилась очередь. Несем культуру в массы!

Портвейн принесет… почтальон!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Торговля спиртным в России, как известно, всегда была делом чрезвычайно выгодным. И скажите, как в наше псевдорыночное время не заняться этим доходным промыслом организации, которая владеет 40 тысячами торговых точек, то бишь почтовых отделений по всей стране? В результате появилась идея разрешить продавать на почте отечественное вино, причем не только, так сказать, в розницу, но и с доставкой на дом. Вы делаете заказ на официальном сайте «Почты России», оплачиваете и получаете его в виде, извините, почтового отправления…

В Минпромторге эту новацию-инновацию с радостью поддержали. Да и в Минфине заявили, что эксперимент пройдет в русле программы импортозамещения и обес­печит развитие российского виноделия, поможет изменить баланс спроса в пользу отечественной продукции. Проект в порядке эксперимента начали в нескольких регионах, включая Москву и Подмосковье. Не правда ли, эта новость вызывает, мягко говоря, противоречивые чувства?..

Между тем на российском рынке алкогольной продукции происходят очевидные изменения. Растет производство игристых вин и оте­чественное производство элитного алкоголя - рома, виски, джина, кальвадоса и виноградной водки. За первые три квартала прошлого года рост по этим позициям - сразу на 64,2%. Импорта уже почти нет, запасы кончаются, и цены растут…

Что делать простому человеку в этих нечеловеческих, простите за тавтологию, условиях? Идти на «Почту России»! Беспристрастная статистика засвидетельствовала растущий спрос на дешевое крепленое вино, розничные продажи которого за январь - ноябрь прошлого года выросли более чем вдвое - до 5,13 млн литров. Самым большим спросом пользуются оте­чественные портвейны по цене 300 рублей за 0,7 литра. «Винный гид России» констатирует, что на сегодняшний день в розничной продаже представлены 43 наименования портвейнов.

Напомним, что в Порту­­­галии (а это родина портвейна) вино считают вариантом аперитива, употреблять который следует для возбуждения аппетита перед ужином на голодный желудок и в небольших количествах. Да и технология производства предусматривает минимум двухлетнюю выдержку в дубовых бочках. Настоящий крымский портвейн по технологии должен иметь пятилетнюю выдержку. А портвейн премиальной категории Vintage Port настаивается от 20 до 30 лет.

Но если в России производство портвейна выросло вдвое всего за год, то о какой выдержке можно говорить? Да и употребляют у нас порт­вейн вовсе не рюмками, а гранеными стаканами или просто из горла и до, и после, и в процессе закуски. Те, кто помнит, в советские годы именно так пили знаменитый «Солнцедар» и прочие «шпалопропиточные» жидкости. Назад в СССР?

Конечно, нынешняя винная торговля иная: нет прежнего дефицита, действует закон, по которому продаваемое в магазинах российское вино должно быть сделано на территории страны из винограда, выращенного у нас. И маркироваться с указанием зоны виноделия, сахаристости и выдержки: выдержанное - шесть месяцев, для крепленых вин - 12 месяцев, марочное - 18 месяцев. А суррогаты должны размещаться с маркировкой «Не является вином» на отдельных полках.

Тем не менее почти половина потребляемых даже сегодня в России вин - иностранные. Но это еще полбеды. Гораздо хуже, что мы не можем обойтись без импорта даже в производстве собственных игристых напитков. Российские виноделы закупают в европейских питомниках до 90% саженцев винограда. Даже дубовые бочки на 95% импортные! Получается, бутылка отечественная, а пробка из-за бугра. Зарубежное даже мюзле - проволока, которая держит пробку на бутылке игристого вина.

В общем, компоненты не только можно, но и категорически необходимо импортозамещать. Заниматься этим должен отечественный бизнес. А что делают наши олигархи? К примеру, миллиардер уральский металлург Дмитрий Пумпянский с сыном еще в 2008 году купил виноградники площадью 32 га на средиземноморском побережье Франции. Они вложили огромные средства в улучшение сортов, перевели их на «чистую биологию», построили новые цеха. А совладелец транспортной группы «Н-Транс» Андрей Филатов в 2013 году купил виноградарское хозяйство в Бордо - оно было основано в 1885 году.

Почему бы эту энергию не потратить на российскую винную индустрию? Ведь виноделие - весьма затратный бизнес, требующий длинных инвестиций. Пока же отечественный рынок вина в загоне - в этом уверен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Самый популярный в России алкогольный напиток - пиво, на втором месте - водка и только на третьем - вино. Да и средний уровень отечественного виноделия пока, к сожалению, не так высок, как хотелось бы. Будем надеяться, что вмешательство в эти сложные процессы «Почты России» качественно изменит ситуацию…

Андрей Князев,

Кирилл Бахлунов.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.