Десять лет назад государственным секретарем Союзного государства Белоруссия - Россия стал известный хозяйственник и меценат Павел Бородин. За эти годы только ленивый не предрекал скорую гибель этому Союзу, называя его “фиктивным”, “сомнительным”, “кабальным для белорусов”. А сколько копий было выпущено в адрес России, якобы главная цель которой “подмять братский народ”. Однако, что бы там ни заявляли сторонние политики, ни писала оппозиционная пресса, Союзное государство не только живее всех живых, но и плодотворно развивается. О том, что сделано за это десятилетие и что еще предстоит в ближайшем будущем, рассказывает сегодняшний гость - госсекретарь Союза Белоруссии и России Павел Бородин.
- Павел Павлович, мы с вами встречались десять лет назад, когда вы только стали госсекретарем Союза. Что это за должность такая - “госсекретарь Союзного государства”?
- У нас есть председатель союзного правительства Белоруссии и России - Путин Владимир Владимирович. У него два заместителя - премьер Республики Беларусь Сидорский Сергей Сергеевич и Бородин Павел Павлович. Я приравнен к главе администрации президента России - и по оплате, и по охране, и по связи, и по всем остальным делам. Словом, с 2000 года я стал, как у нас говорят, “скрытым государственным секретарем скрытого постоянного комитета”. За это время мы объехали всю Белоруссию и всю Россию вдоль и поперек.
- Ваши недоброжелатели говорят, что, мол, Союз - “липовый”, проку от него никакого...
- Чушь! Могу привести цифры. В 1999 году товарооборот Белоруссии и России ограничивался исключительно поставками нефти и газа и их транзитом в Евросоюз и составлял 6,8 миллиарда долларов. Никакого совместного машиностроения, станкостроения, приборостроения, товаропотока, сельского хозяйства вообще не было. В 2008 году товарооборот уже составил 35 миллиардов, и такого товарооборота больше нет ни у кого на всем постсоветском пространстве. Для сравнения: с “незалэжными” хохлами, которых я очень уважаю, их 48 миллионов, казахов - 15, узбеков - 29, а товарооборот меньше в 2-3-5 раз. А с девятимиллионной Белоруссией - 35 миллиардов! Причем такой прирост не за счет увеличения поставок нефти и газа (этот объем как был, так и остался), а за счет совместного развития машиностроения, станкостроения, приборостроения, увеличения товаропотока, развития сельского хозяйства. Благодаря воле и решениям президентов, правительств, министерств, губернаторов, ведомств мы за десять лет подняли с колен на ноги 26 тысяч предприятий. Создали 5 миллионов рабочих мест.
- В Белоруссии?
- И в Белоруссии, и в России. В Белоруссии 1 миллион 200 тысяч новых рабочих мест только по нашим союзным программам. Причем это озвучил не я, а Сидорский - на заседании Совета министров Союзного государства. Что самое важное: все они имеют социальное и пенсионное обеспечение, здравоохранение, налогообложение и зарплаты. То есть сегодня гражданин Белоруссии и России - это полноправный гражданин Союзного государства со всеми вытекающими последствиями и льготами, включающими абсолютно равные права.
Да, в 2009 году по известным причинам товарооборот немного упал. Но в этом году он ежемесячно на 20 процентов растет. А товаропоток - даже на 50 процентов. Это официальные данные российских и белорусских железных дорог. Особо хочу сказать вам о структуре товарооборота. Приведу несколько ярких примеров. Всего на поднятие дизельного автомобилестроения в Белоруссии и России мы истратили почти 7 миллиардов рублей, причем эта программа - государственный гарант для предприятий, которые аккредитуются и у себя, и за рубежом. Что это дало? В советские времена мы выпускали 212 тысяч дизельных автомобилей. В 1999 году - 12 (!) тысяч. Сегодня, благодаря нашим программам, мы выпускаем только в Белоруссии и России 232 тысячи дизельных автомобилей. Другой пример. В 1999 году только три страны имели производство суперкомпьютеров - Америка, Япония и Китай. Теперь к ним добавились Белоруссия и Россия. Более того, в МГУ мы поставили седьмой по мощности суперкомпьютер в мире, совершающий 32 триллиона операций в секунду. Точно так же по сельхозмашиностроению и по другим отраслям - явный прогресс налицо.
- Вы сказали, что белорусы и россияне на территории наших стран имеют одинаковые права... На Москву это тоже распространяется?
- Разумеется. Если у кого-то из наших соотечественников возникли проблемы, связанные с нарушением их конституционных прав, пусть напрямую обращаются ко мне - без звука решим. Я же сказал: в законодательном порядке все имеют равные права.
- Можно сказать, что не только торгово-экономические, но и культурные, спортивные, лечебно-оздоровительные связи тоже крепнут под эгидой Союзного государства?
- И это естественно. У нас проводится масса великолепных культурных мероприятий, несколько фестивалей. Давно налажено лечение и обездоленных, и детей, и так называемых чернобыльцев, и многих других нуждающихся. Очень много проводится совместных спортивных турниров, в том числе спартакиады. Наши дети отдыхают в спортивных лагерях и в Сочи, и в Анапе. Да и не только дети активно пропагандируют здоровый образ жизни. Могу похвастаться, что и президент Беларуси Александр Лукашенко, и я недавно играли в традиционном футбольном матче сборных СССР и Белоруссии. Общий счет 5:5, а ваш покорный слуга забил три мяча.
- Павел Павлович, вы же понимаете: чтобы было по-настоящему единое государство, необходимо, чтобы на его территории были единая валюта и единый бюджет.
- Вы один в один повторяете мысль, которую я не устаю твердить уже десять лет. Для этого нужен конституционный акт.
- Что мешает-то?
- Мешают наши ребята, причем и там и здесь. Приведу пример. Все белорусские бандюганы живут в России. Все бандюганы российские живут в Белоруссии. Звоню недавно в одну известную крупную фирму и говорю: “Вы почему покупаете карьерный транспорт в Японии и в Америке? У вас же 85% карьерного транспорта из Белоруссии!” Мне отвечают: “А ты не понимаешь? БелАЗ стоит 200 тысяч долларов, а американский карьерный транспорт и японский - 2 миллиона долларов. Сам посуди, какой откат!” Недавно, выступая на Совмине, я говорил: сегодня комплектующие для Якутии или Кемерова БелАЗ поставляет через Одессу. Разве это нормально? Поэтому вы совершенно верно ставите вопрос о единой валюте. И я уже десять лет говорю: нужен конституционный акт. Но, к сожалению, в этом вопросе от меня ничего не зависит, я занимаюсь совершенно другими делами.
- Кстати, какими конкретно?
- Программой занятости населения, рабочими местами, сельхозмашиностроением, аграрным сектором, нанотехнологиями, суперкомпьютерами, товаропотоком, социальными вопросами... И там работы хватает, и дела эти реальные. Вот вы мне скажите: на постсоветском пространстве кроме Белоруссии и России кто-нибудь собирает автомобили? Нет. Кто-нибудь полностью собирает самолеты? Тоже нет. Причем у нас все необходимые технологии отлажены и работают.
- Давайте вернемся к конституционному акту. Ведь этот вопрос должен решаться на уровне глав государств, а сейчас, судя по тому, что пишут в прессе, между ними отношения не самые теплые.
- Знаете, я не из тех, кто судит о происходящем, опираясь на публикации, разного рода сообщения в СМИ. Я считаю, что единственный способ решать проблемы - это садиться за круглый стол переговоров. Благодаря моей маме, которая работала в КГБ и собирала любопытные материалы о мировой экономике начиная с 30-х годов прошлого века, все они были внимательно мной прочитаны и изучены. И с тех пор для меня образец ведения государственных дел - президент Рузвельт. Он приглашал губернаторов, давал им задания по жилищному строительству, по строительству дорог, аграрному сектору и так далее. Так вот, то, что мы видим сейчас и все так называемые войны - “финансовые”, “кредитные”, “молочные”, “нефтегазовые”, - это глупость чистейшей воды. История учит: еще ни одна война ни к чему хорошему не привела. Потому что единственный способ решить проблему - садиться договариваться. Как раз этим мы и занимаемся. Я считаю, что совсем скоро - примерно к 2017 году - мы восстановим все постсоветское пространство на конфедеративной основе. Судите сами. Сегодня в моей горячо любимой Прибалтике закрывают даже тюрьмы - их не на что содержать. Сегодня они штурмуют псковские границы и вывозят все - сигареты, мясо, рыбу, колбасу... В прошлом году мы фестиваль проводили в Берлине, я там сказал: “Господа немцы! У вас была ГДР, а будет ГБР”. Они не поняли: “Как это?” - “Как-как? Германия - Белоруссия - Россия”. Они обрадовались: “Мы согласны!”
- На чем основана такая радость?
- А все очень просто. Сегодня Евросоюз получает из России 34 процента нефти и газа. Сегодня “Эйрбас” получает из России 62 процента титана, а “Боинг” - 42 процента. Возможно, вы удивитесь, но на сегодняшний день Япония 85 процентов алюминия и 50 процентов продуктов питания (рыба, икра и т.д.) получает из России. И этот список можно долго продолжать. Я уж не говорю об олове, никеле, алмазах, золоте...
- Получается, что нам нечем гордиться, кроме как своим сырьем?
- Хороший вопрос. Именно поэтому я считаю, что мы должны сесть за круглый стол и сказать: “Дорогие друзья! Вот мы вам все поставляем. Так давайте “боинги” собирать в Воронеже, Смоленске или Казани, а “мерседесы” - в Ульяновске или Нижнем Новгороде. Мы сегодня должны четко понять, что население земного шара - 7 миллиардов человек. Нас - белорусов и россиян - 154 миллиона человек, и мы владеем 17 процентами территории планеты. Практически все стратегически самые важные природные сырьевые ресурсы - у нас. Поэтому либо мы договариваемся и совместно проводим работы, либо до Урала нас выселят...
- Ваше мнение: какие перспективы у Союзного государства?
- Я уверен: перспективы у Союзного государства есть, и очень неплохие. Главное - надо заниматься своим делом. Вот я и занимаюсь своим делом. Никогда никому ничего не советую. Если считаю нужным, высказываю свою точку зрения, и все.