Отрасли
5122 | 0

Россия может остаться без черного золота

Россия может остаться без черного золота
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской заявил недавно, что «объем доказанных запасов нефти равен 14 млрд тонн. Этого хватит на 28 лет». Но эксперты считают, что это весьма оптимистичный прогноз.

Для начала приведем точную цитату. «Извлекаемые запасы нефти составляют около 29 млрд тонн, - говорил Донской на коллегии министерства. - Это те, которые теоретически можно извлечь из недр. Добыча сырой нефти - без газового конденсата - в 2015 году составила 505 млн тонн. Если считать в лоб по этим цифрам, то открытых запасов хватит на 57 лет. Однако объем доказанных запасов, о которых нам точно известно, где и сколько их, как извлекать,  по оценкам экспертов, вдвое меньше  - около 14 млрд тонн. По доказанным запасам обеспеченность добычи составит уже только 28 лет».

Без новых открытий добыча традиционных запасов начнет снижаться уже с 2020 года.

И РАЗВЕДКА ДОЛОЖИЛА ТОЧНО?

«Если возникнет необходимость - откупорим ряд незадействованных месторождений углеводородов», - заверяли не так давно руководство страны высокопоставленные чиновники. Эти бодрые слова мне пришлось услышать перед встречей с последним министром геологии СССР Евгением Козловским, возглавлявшим отрасль с 1975 по 1989 год. О закупоренных до времени нефтегазовых кубышках я и спросил Козловского в первую очередь.

«Где откупорим? - вознегодовал бывший глава геологического ведомства. - Минерально-сырьевая база Отечества обнищала. В последние десятилетия страна продержалась, качая нефть и газ, только за счет задела советских времен. Но он на исходе».

Евгений Козловский считает, что не к 2044-му, как подсчитали в Минприроды, а к 2025 году будут почти полностью исчерпаны разведанные кубышки. Причем не только нефти, но и газа, свинца, никеля, молибдена, олова.

«Бомба» была заложена в 90-х годах прошлого века, когда система стратегического исследования недр, созданная трудом предшествующих поколений начиная с Петра Великого, была разрушена.

«Помню, и. о. премьера Егор Гайдар при первой же встрече вдруг ошарашил меня: «Геология? Я такой отрасли не знаю», - рассказывает Козловский.

Министерство ликвидировали. Большое хозяйство отрасли было срочно приватизировано невесть кем и ради чего. При этом многие организации и заводы акционировались по частям и вскоре изменили свой профиль.

Последний министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Николай Паничев (1986-1991 годы) примерно так же вспоминал о двухминутной встрече с Гайдаром: «Я пришел с программой сохранения отечественного станкостроения. Между прочим, мы тогда поставляли станки не только в развивающиеся страны, но и в Японию, и в США, и в Канаду. ФРГ к тому времени закупила у нас 36 тысяч станков. Знаете, какой был ответ? «Кому нужны ваши станки? Мы все купим за рубежом!» А рухнула промышленность - упал и внутренний спрос на все виды минерального сырья. Потребление алюминия упало в 8 раз, меди, свинца - более чем в 3 раза, никеля и молибдена - в 6 раз, олова - в 4 раза, вольфрама - в 8 раз...

За рубеж сегодня вывозятся 45% нефти и 35% нефтепродуктов, 33% газа, свыше 60% алюминия, никеля, меди, алмазов... Их экспорт обеспечивает 80% валютных поступлений в государственную казну. Так что фраза о сырьевом придатке западных экономик не пустые слова. Тем временем геологическая разведка в прошлом году сократилась на 10%, а за 25 минувших лет - в три раза. Обвал!

БЮДЖЕТ НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ

Правда, глава Минприроды Сергей Донской обнадеживает россиян: «Критического снижения объемов геологоразведки в 2016 году не предвидится». Это почему же? Государство начало финансировать поисковые работы? Нет. А частные компании здесь не очень-то вкладываются. США, например, финансируют программу поисковых работ на минерально-сырьевой базе на 50%, Япония - на все 80%.

Интересно, а сколько долларов попадает при этом в бюджет страны с каждой проданной тонны, скажем, нефти? Евгений Козловский назвал мне такие цифры: «В Норвегии и Объединенных Арабских Эмиратах в доход государства идет 80% нефтяной прибыли. В США - 65%. А в России - всего лишь 34%».

При этом у российских нефтегазовых компаний были и есть огромные средства, чтобы вкладывать в геологическую разведку. Почему же не вкладывают? Полагают, что кубышки, доставшиеся им так легко, бездонны?

«Критического снижения не предвидится». Ага.  Может, к нам хлынут зарубежные инвестиции? Не похоже. Западные транснациональные компании за последнее время вложили в горнорудные проекты по добыче четырех видов полезных ископаемых 7 млрд долларов. В Россию же попала лишь малая струйка зарубежного капитала - около 20 миллионов.

Сергей Донской, оказывается, ориентируется на «заявления нефтегазовых компаний». Но требование правительства перечислить в бюджет 50% дивидендов компаний за минувший год тут же вызвало негативную реакцию тех самых компаний: «Много! Так можно погубить инвестиционные программы». В общем, благодушному министру, который считает, будто частные компании не поскупятся и выделят хорошие средства на разведку недр, надо напомнить русскую поговорку: только сваха за чужую душу божится...

ЦЕНА ВОПРОСА

«В Норвегии и Объединенных Арабских Эмиратах в доход государства идет 80% нефтяной прибыли. В США - 65%. А в России - всего лишь 34%».Значит, 66% оседает в карманах олигархов.

РУБЯТ СУК, НА КОТОРОМ СИДЯТ

За месяц до заявления главы Минприроды о том, что доказанных запасов нефти хватит на 28 лет, группа крупных ученых и организаторов производства направила президенту Владимиру Путину письмо «О системном кризисе в стратегических исследованиях недр и обеспеченности материально-сырьевой безопасности страны». Этому посланию предпослан красноречивый заголовок «Рубят сук, на котором сидят». Что тревожит специалистов?

Авторы констатируют: промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения земного шара, добывают (в стоимостном выражении) 35%, а потребляют более 55% минерального сырья планеты. Идет глобализация рынка. Навязывается специфический проект нового мирового порядка - передача минеральных ресурсов планеты под контроль «первого мира» и устранение национальных экономических границ.

Россия унаследовала от СССР положение самой обеспеченной на планете разведанными минерально-сырьевыми ресурсами державы. Ее доля запасов нефти составляет 13%, газа - 32%, угля - 11%, свинца, цинка, кобальта, железа - от 10 до 36%. Валовая ценность открытых и предварительно оцененных запасов природных богатств державы составляет около 29 млрд долларов США.

Сейчас в России практически исчерпан поисковый  задел, который является единственной научной основой для последующего наращивания разведанных запасов сырья. Новые законодательные акты, регулирующие недропользование, увы, не обеспечили благоприятных условий ни для нормальной работы действующих предприятий, ни для освоения открытых ранее месторождений, ни для геологоразведки. Так что восстановление госфинансирования геологоразведки - настоятельная необходимость в России.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В свое время Совбез утвердил концепцию «О сырьевой безопасности России в XXI веке». Кому интересно, может почитать в интернете. Этот документ объективно оценивал состояние дел в отрасли, намечал пути решения назревших проблем. Однако слово не стало делом. В частности, парламентом страны так и не принят многострадальный, писанный и переписанный до неузнаваемости Федеральный закон «О недрах».  «Не лучше ли по примеру наших предков написать с чистого листа Горный кодекс - свод законов о горно-геологическом производстве?» - спрашивают авторы коллективного послания президенту. Но у власти, похоже, другая забота - выборы.

Юрий Махрин

Фото FOTODOM.RU

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.