Роснефть объявила об открытии нового нефтегазоконденсатного месторождения на арктическом шельфе, получившего название «Победа». Однако его разработка остается под вопросом - из-за санкций Запада. Поставлено сразу несколько рекордов. Во-первых, обеспечившая «Победу» скважина «Университетская-1» является самой северной в мире (74-я параллель, Карское море, 250 км от берега). Во-вторых, с момента начала буровых работ до получения первой нефти прошло всего полтора месяца. В-третьих, ресурсы лишь первой открытой ловушки - часть породы, в которой аккумулирована нефть, - составляют свыше 100 млн тонн черного золота и 338 млрд кубов газа.
Всего же в Карской нефтеносной провинции около 30 таких структур. Общие перспективные запасы оцениваются в 87 млрд баррелей, или 13 млрд тонн нефтяного эквивалента. Это больше, чем, к примеру, в Мексиканском заливе, и сравнимо со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии. Качество, кстати, тоже на высоте. «Эта прекрасная легкая нефть даже по первичным результатам анализа сопоставима с сортом Siberian Light», - с гордостью сообщил президент Роснефти Игорь Сечин. Глава компании назвал открытие «нашей общей победой», поскольку в ее достижении участвовали западные «друзья и партнеры». Но именно этот факт и не позволяет ни Роснефти, ни стране в полной мере насладиться историческим успехом.
Игорь Сечин скрупулезно перечислил участвующие в арктическом проекте иностранные компании - от американских до норвежских. В общем, расклад такой: с одной стороны - западные технологии, западная техника, западные специалисты; с другой - российский шельф.
Между тем последний, четвертый, пакет санкций, введенных США, ЕС и их союзниками в связи с украинскими событиями, строго-настрого запрещает бизнесу этих стран сотрудничество с Россией в проектах по добыче трудноизвлекаемой нефти. Таким образом, все иностранные фирмы должны полностью или частично покинуть нашу страну.
Пионером исхода стала американская нефтяная компания ExxonMobil - самый важный партнер Роснефти, поскольку участвует в арктическом проекте не только специалистами и техникой, но и деньгами. Это, кстати, далеко не единственный совместный проект ExxonMobil и Роснефти. Всего их 10. И из девяти, включая карский, компания из-за санкций выходит.
Своих сотрудников отзывает из России Schlumberger, крупнейшая в мире сервисная компания в области нефти и газа. Точно так же вынуждены будут поступить и остальные «друзья и партнеры». Причем не только Роснефти, но и прочих подпавших под западные санкции российских компаний. В качестве примера можно привести французскую компанию Total, заморозившую совместный проект с ЛУКОЙЛом по разработке Баженовской свиты (Западная Сибирь) - крупнейшего в стране, а по некоторым данным, и в мире, месторождения сланцевой нефти. Свое сотрудничество с «Газпром нефтью» - речь идет об освоении все той же Баженовской свиты - замораживает американский нефтяной гигант Shell...
Короче говоря, очень скоро мы останемся один на один со своими трудноизвлекаемыми природными богатствами. Если, конечно, на помощь не придет кто-нибудь еще, например Китай. Но это вряд ли: китайцы сами пока ходят в учениках у западных нефтегазовых мэтров.
По данным министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, 60% российского рынка нефтегазового оборудования занимает продукция, имеющая зарубежное происхождение. А с учетом «серого» импорта - и все 80%.
От себя добавим, что в проектах, связанных с добычей трудноизвлекаемых ресурсов, доля импортной техники приближается к 100%. Но министр не унывает: «Санкции, с одной стороны, могут создать определенные проблемы для нефтегазовых компаний, но с другой стороны - это серьезнейшие возможности для нашего машиностроительного комплекса».
Что ж, другого выхода в общем-то нет: если нельзя что-то купить или кого-то нанять, придется полагаться на собственные умения и силы. По самым оптимистичным правительственным оценкам, на импортозамещение уйдет 3-4 года, пессимистичные эксперты увеличивают этот срок в разы.
Другое дело - станут ли отечественные изделия адекватной заменой лучшим зарубежным образцам. Например, с легковыми автомобилями, как ни старались мы стать «мировыми законодателями моды», так ничего и не получилось.
Материал подготовил Андрей Владимиров
Фото rosneft.ru