Новости экономики и финансов
5673 | 0

Оброк на хапремонт

Государство решило со своих «хлипких» плеч свалить на «крепкие» плечи граждан затраты на капремонт многоквартирных домов. Почему народ называет его хапремонтом, а взносы оброком, выяснял корреспондент «МН».

Оброк на хапремонт
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Чтобы узаконить «оброк на хапремонт», как сегодня именуют «капитальные» взносы, депутаты еще в 2012 году переписали некоторые статьи в Жилищном кодексе и дополнили его разделом IX об организации проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах. Внесенные изменения не дают возможности собственникам квартир влиять на сроки проведения ремонта, на выбор подрядчика, на стоимость его услуг и даже на вид работ, которые будут проводиться, и это многим не нравится. Но больше всего владельцев приватизированных квартир возмущают размеры взносов на капремонт, а главное, то, что они будут аккумулироваться, как правило, на счетах региональных Фондов капремонта (ФКР), которые ни к домам, ни к их ремонту никакого отношения не имеют, но будут распоряжаться собранными с россиян деньгами и решать, кому, сколько и когда выделять из «общего котла» на те или иные виды работ. Неудивительно, что подобная схема управления деньгами не укладывается в голове у нормальных людей, и они отказываются играть по установленным правилам и вообще не платят взносы на капремонт, который, как в стихотворении про дождик и снег, то ли будет, то ли нет через 20-30 лет.

ФОРМУЛА С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Размер взносов во всей этой истории - отдельная песня. Минстроем он  рекомендован в размере 7,7 руб. за кв. м жилой площади. Но рекомендации - это что-то вроде совета, вовсе не обязательного к выполнению. Региональные власти по закону сами вправе устанавливать ставку минимального размера взноса. Кто, что и как считал в регионах, да и считал ли вообще, сказать трудно, однако сложилась парадоксальная ситуация: в Санкт-Петербурге с «квадрата» берут 2-3 рубля (в зависимости от возраста дома), а в Москве - 15 рублей (эта сумма взноса одна из самых высоких в стране).

Состояние жилфонда, а также стоимость ресурсов и рабочих рук, которые, по заявлениям Министерства строительства и ЖКХ, влияют на размер взноса, в обеих столицах сопоставимы. Почему же петербуржцы за капремонт платят в пять раз меньше москвичей? Как говорят специалисты, тут роль сыграл тот факт, что в Северной столице депутаты одной из демократических партий смогли убедить коллег из гордумы в том, что питерский бюджет должен взять на себя основную долю расходов на капремонт многоквартирных домов. В Мосгордуме решили, что не стоит напрягать бюджет столицы, а 15 руб. с метра жилплощади - вполне адекватная сумма, которую можно собирать на капремонт с собственников жилья.

Когда в июле москвичи получили первые квитанции на оплату ЖКУ, увидели в них строчку «взнос на капремонт» и справедливо возмутились указанным в ней огромным суммам, депутат Госдумы Галина Хованская направила в Минстрой России и в московский Департамент по вопросам ЖКХ и благоустройства запросы. Народная избранница просила предоставить методику расчета минимального размера платежей за капремонт в столице. В мэрии ответили, что это не их компетенция, а из Минстроя сообщили, что «расчет проведен с использованием методических рекомендаций ведомства». На том и порешили. Все сделали хорошую мину при плохой игре и закончили выяснять отношения.

«В отличие от регионов, где собирают только часть суммы, необходимой на капремонт, а оставшееся субсидируют из бюджета, - объясняла позже зампредседателя Общественного совета по ЖКХ при Минстрое России Светлана Разворотнева, - московские власти отказались от софинансирования и собирают всю сумму. К тому же в столице, как и везде, оценивали еще и покупательную способность населения, а затем приняли принципиальное политическое решение - брать с собственников столько, сколько реально стоит капремонт. Тем же, у кого расходы на оплату ЖКУ составляют более 10% от общего дохода семьи, оказывать адресную помощь в виде субсидий».

Руководитель жилищного сектора фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер тоже считает, что взнос на капремонт в размере 15 рублей с квадратного метра для москвичей - «это скорее психологический шок, чем финансовый», и Москва может себе позволить брать даже больше, потому что «доходы населения довольно высоки». Заявление спорное, но именно оно решило судьбу ставки минимального размера взноса.

А вот Татьяна Овчаренко, архитектор и практикующий юрист, руководитель Школы активного горожанина, автор многочисленных научных, методических и публицистических работ по вопросам правового регулирования ЖКХ, ни на йоту не сомневается: все расчеты взносов брались по принципу трех П - палец, пол, потолок, и никто реально ничего не считал: «Если бы это было не так, уверяю, нам бы давно показали все расчеты. Но никто их никогда не увидит, потому что они физически не существуют в природе и их некому делать ни в Москве, ни в других регионах. 25 государственных НИИ Госстроя, которые теоретически могли бы выполнить соответствующие поручения, упразднены много лет назад».

Между тем этим летом Галина Хованская обещала подготовить законопроект, по которому федеральным центром устанавливался бы предельный размер тарифов за капремонт для всех регионов, как это делается для коммунальных услуг. Речь шла о том, чтобы ограничить аппетиты некоторых регионов. Однако, пока возглавляемый ею Комитет по жилищной политике и ЖКХ собирался с мыслями, Минстрой в начале октября заявил, что готовит свой законопроект. Ведомство Михаила Меня тоже хочет, чтобы взносы на капремонт регулировались на федеральном уровне, но требует этого не по причине их завышения, а потому, что некоторые регионы «устанавливают взносы в недостаточном размере». Минстрой предлагает корректировать решение региональных властей, если те берут с населения... слишком мало денег. Предложение Министерства строительства и ЖКХ уже одобрило правительство РФ, а это значит, что скоро в Жилищный кодекс внесут очередные поправки. Тогда многим другим городам и регионам, как и Москве, тоже мало не покажется.

КТО ПЛАТИТ, ТОТ НЕ ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ

Я тут немного посчитала. В 2020 году в моем 9-этажном 5-подъездном доме 1954 года постройки на собранные за пять с половиной лет 9,3 млн руб. по опубликованному на сайте ФКР плану будут менять мусоропроводы во всех подъездах, стояки и разводящие магистрали холодного водоснабжения, крышу (2,3 тыс. кв. м) и фасад (3,5 тыс. кв. м). Я не знаю, сколько эти работы стоят сегодня, и уж тем более ни я, ни мои соседи и вообще никто в мире не может знать, сколько они будут стоить через пять лет. Экономическое состояние страны непредсказуемо, и если сегодня метр какой-нибудь трубы стоит 30 руб., завтра ее цена может подняться до 150 руб., а послезавтра до трехсот. Фонд капремонта
г. Москвы, где будут находиться в том числе и наши 9 млн руб., беречь деньги от инфляции не обязан, и если она их съест, нам и мусоропроводы-то отремонтировать никаких рублей не хватит. Выходит, с будущим ремонтом нас просто кинут.

Сколько раз обманывали россиян, уже и не сосчитать. Почему сейчас мы должны поверить в то, что искусственно созданная на ровном месте непонятная организация, ни за что не отвечающая и никаких гарантий не дающая, не профукает взносы, собранные на капремонт наших домов?

Скажем, вы собираетесь строить фундамент под будущий дом. Вы ищете бригаду, которая справится с поставленной задачей, составляете смету на работы, прикидываете стоимость стройматериалов, оговариваете сроки выполнения работ и заключаете договор, в котором указываете сроки его начала и окончания, а по завершении строительства расплачиваетесь с рабочими. Только так, и никак иначе, делаются дела во всем мире. Но только не в России, где вместо ремонта людям предлагают заплатить за кота в мешке.

Если в вашем доме на 2035 год запланирован ремонт крыши, которая не знала ремонта со времен царя Гороха, то вы ни сегодня, ни через 20 лет не узнаете, какое железо будет использовано для новой крыши, из какого дерева будут стропила, какого диаметра потребуются гвозди и какие мастера будут выполнять работы. За вас все решат УК и оператор в лице ФКР. Кстати, по закону любые фонды должны существовать на добровольные взносы. Почему же ФКР мы обязаны отдавать деньги в обязательном порядке? По закону, который противоречит логике? 

ЧТО ГОВОРЯТ ОПРОСЫ 

По данным ВЦИОМа, 50% участников опроса называют дополнение к ежемесячным расходам на «коммуналку» значимым для своего семейного бюджета, 21% считают эту сумму «очень большой», 29%  - «достаточно большой».

ТЯП-ЛЯП-РЕМОНТ ЗА НАШ СЧЕТ

«Наш дом, построенный в 1957 году и прежде ни разу не ремонтировавшийся, три месяца назад взялись приводить в порядок, - рассказывает москвичка Алла Кулемина из дома на Дмитровском шоссе. - Отремонтировали цоколь и фасад, но от них уже отваливаются куски штукатурки, краску смывает дождем, плитка на ступеньках потрескалась, шатается и выпадает. Это значит, с нас снова будут собирать деньги, чтобы в следующий раз так же отвратительно все отремонтировать».

А вот в поселении Кошелево Талдомского района Подмосковья в 2-этажном кирпичном доме, 50 лет не знавшем капремонта, в июне этого года региональный ФКР решил отремонтировать кровлю. За 911 тыс. руб. строители покрыли крышу оцинкованным железом, а трухлявые стропила даже не тронули. «И это они называют капитальным ремонтом крыши?!» - возмущаются жильцы и больше не хотят платить никакие взносы.

«В районе Теплый Стан отремонтировали 12-подъездный жилой дом, - рассказывает председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. - Потратили 300 млн рублей, а через два года трубы в доме прорвало. Сейчас снова нужно делать ремонт. За деньги, потраченные на ремонт, можно было построить новый дом».

Подобных историй по России - тьма-тьмущая, и их будет еще больше, потому что, как говорит Татьяна Овчаренко: «Деньги на ремонт разворовываются еще до его начала, а специалистов, которые могли бы качественно сделать ремонт, в стране нет. Инженеров-ремонтников вузы готовить перестали, архитекторы не понимают, что делать с домами, которые требуют ремонта, строительные ПТУ и техникумы расформированы, ремонтных баз не осталось».

По всей стране идет освоение средств с имитацией кап­ремонта, а мы продолжаем наполнять чью-то кубышку своими деньгами и верить в светлое «капитальное» будущее, которое нам обещают чиновники и управляющие компании, сами погрязшие в коррупционных скандалах.

Капитальные ремонты нашим домам нужны. Спорить с этим бессмысленно (если, конечно, речь не идет о домах, в которых капремонт уже сделан, или о новостройках, жителей которых почему-то тоже обязали отдавать деньги на капремонт наравне со всеми). Люди искренне хотят привести в порядок свои дома и готовы за это платить, но: а) наравне с государством (ст. 16 закона «О приватизации жилого фонда в РФ» никто не отменял); б) по понятным прозрачным правилам и по факту выполненных работ.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Опросы показывают: половина россиян считают обременительным для себя взнос за капитальный ремонт, а каждый пятый готов отказаться его платить. В некоторых регионах этот платеж люди почти полностью игнорируют.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, Хакасия в 2014 году должна была собрать по плану 28,8 млн руб., а собрала ноль рублей, выполнив план соответственно на 0%. В Ингушетии с населения удалось собрать на капремонт меньше 0,5%, в Архангельской области - 2,7%, в Волгоградской - 13,6%, в Ульяновской - 19,9%, в Пензенской - 17,9%, в Забайкальском крае - 20%... При этом доля собираемости взносов на капремонт в Саратовской области и Пермском крае составила 100%, а в Сахалинской области - аж 140% (как такое произошло, ФСР ЖКХ умалчивает).  Средняя же температура по больнице за 2014 год выглядит так: «Вместе с худшими и лучшими регионами в среднем по стране собираемость превысила 65%», - сообщил по итогам прошлого года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Муниципальные и региональные власти, которые тоже владеют частью жилого фонда, платят за капремонт еще хуже, чем рядовые граждане. Местные власти объясняют это тем, что они якобы не заложили в бюджет платежи на эти цели, забывая, наверное, что и граждане такие расходы не закладывали в свои семейные бюджеты.

Москва с ее не самым маленьким бюджетом тоже не очень-то торопится платить за капремонт. Как заявлял замруководителя Департамента городского имущества Кирилл Пуртов, «в многоквартирных домах, вошедших в программу капремонта, 31,3 млн квадратных метров принадлежат городу». Это значит, что ежемесячно правительство должно направлять в региональный ФКР порядка 470 млн руб. Однако, по признанию Департамента горимущества, на 1 октября 2015 года «произведена оплата на сумму более 112 млн руб.». Добавить к этой цифре нечего.

Справка «МН»:
Депутаты Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» на днях направили в Конституционный суд запрос о законности вноса средств на капремонт в «общий котел». По словам главы Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, сейчас собственников фактически принуждают ремонтировать чужое имущество, а региональные власти препятствовали проведению общих собраний собственников и открытию специальных счетов, которые позволили бы направлять деньги только на ремонт собственного дома.

Интернет бурлит недовольством, яростно обсуждая «оброк на хапремонт». Больше 150 тысяч человек отдали свои онлайн-голоса за его полную отмену. Люди недовольны тем, что вынуждены сегодня платить неизвестному дяде деньги за услуги, которые их дому окажут через 15-30 лет. Эксперты считают, что люди и дальше будут высказывать недовольство, потому что существующая схема, прописанная в законе, в принципе не создана для того, чтобы эффективно чинить дома.

Чтобы разрешить по совести сложную задачу с капремонтом МКД, собственникам надо позволить беспрепятственно открывать в выбранных ими банках целевые спецсчета на каждый дом в отдельности и упразднить нахлебника в виде Фонда капремонта. Пойдут ли на это депутаты Госдумы, которым в будущем году пообещали выделить из бюджета дополнительные три миллиарда рублей на повышение зарплат? Вряд ли. Они скорее дружно проголосуют за дополнительные поправки в Жилищный кодекс, которые позволят государству еще глубже залезать в карман россиян.

Материал подготовила Елена Хакимова

Фото РИА «НОВОСТИ»

Председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская:

Сбор взносов в «общий котел» Фонда капремонта - это очень сомнительная норма, которая требует ревизии и пересмотра. Согласитесь, собирать деньги на ремонт чужих домов, не имея в перспективе в ближайшие годы ремонта собственного дома, не многих вдохновляет. Те дома, которые должны ремонтировать сегодня или на следующий год, - это, как правило, невыполненные обязательства государства. И, конечно, гражданам совершенно не хочется выполнять эти обязательства. Это нарушение гражданского законодательства. Граждане не понимают, во-первых, кому они платят, потому что, как правило, платежка за капремонт отдельная, исключение - в Москве общая платежка, но в Москве другая проблема. В Москве проблема размера этого взноса требует отдельного обсуждения.

  

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.