На совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова компания «РЖД» предложила установить целевую надбавку к тарифам в размере 1% в 2024 г. и 2% в 2025 г. для компенсации затрат по обеспечению транспортной безопасности.
С чего бы это добавлять расходов на безопасность железных дорог?
Специалистов, работающих в сфере безопасности промышленности, предложение железнодорожников сильно удивило. Им хорошо известно, что механизм, при котором транспортная безопасность обеспечивается за счет средств грузовладельцев, то есть потребителей транспортных услуг, «не может быть поддержан никаким образом», так как требования по этой безопасности устанавливают не перевозчики, а правительство.
В 2022 году тарифы ОАО «РЖД» повышались дважды. С 1 января 2022 г. на 6,8% - увеличение компенсации расходов по капремонту инфраструктуры ж/д общего пользования. А с 1 июня 2022-го тарифы РЖД были повышены еще на 11% по отношению к уровню января - мая 2022 г. Таким образом, рост тарифов РЖД к уровню прошлого года составил 18,6%!
Еще в минувшем ноябре ФАС заявила, что планирует проиндексировать грузовые железнодорожные тарифы ОАО «РЖД» на 10% - базовые 8% плюс уже действующая на 2023 год надбавка на капремонт в 2%. Суммарно это даст монополии порядка 180 млрд рублей дополнительного дохода. Но эти средства не из воздуха возникнут, а будут получены за счет кого-то, изъяты из карманов грузоотправителей. Просто легким росчерком начальственного пера!
Эксперты приходят к выводу, что перевозка металлургического сырья на экспорт на дальние расстояния обойдется на 50,3% дороже, чем ранее. Возможно, это добавит денег РЖД, но экономике России - вряд ли.
Давно известно: монополия по-российски - едва ли не самая жесткая и самоубийственная. Позволяет напрочь ликвидировать конкуренцию на рынках, но и убивает всякое развитие. Компания «РЖД» - абсолютный монополист на рынке ж/д перевозок в РФ и имеет возможность требовать для себя любых преференций. И привыкла увеличивать свои доходы за счет грузоотправителей и других контрагентов.
«Российская экономика не справляется с индексацией тарифов ОАО «РЖД», - недавно заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. - Там большие аппетиты у наших коллег, и задача стоит о приоритизации, потому что мы не можем все обеспечить за счет роста тарифов». Похоже, он недалек от истины.
Алексей Воробьев.
Фото: Pixabay.com