Новости транспорта. Автомобильные новости
4806 | 0

Рельсовая война - за тарифы

Рельсовая война - за тарифы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова компания «РЖД» предложила установить целевую надбавку к тарифам в размере 1% в 2024 г. и 2% в 2025 г. для компенсации затрат по обеспечению транспортной безопасности.

С чего бы это добавлять расходов на безопасность железных дорог?

Специалистов, работающих в сфере безопасности промышленности, предложение железнодорожников сильно удивило. Им хорошо известно, что механизм, при котором транспортная безопасность обеспечивается за счет средств грузо­владельцев, то есть потребителей транспортных услуг, «не может быть поддержан никаким образом», так как требования по этой безопасности устанавливают не перевозчики, а правительство.

В 2022 году тарифы ОАО «РЖД» повышались дважды. С 1 января 2022 г. на 6,8% - увеличение компенсации расходов по капремонту инфраструктуры ж/д общего пользования. А с 1 июня 2022-го тарифы РЖД были повышены еще на 11% по отношению к уровню января - мая 2022 г. Таким образом, рост тарифов РЖД к уровню прошлого года составил 18,6%!

Еще в минувшем ноябре ФАС заявила, что планирует проиндексировать грузовые железнодорожные тарифы ОАО «РЖД» на 10% - базовые 8% плюс уже действующая на 2023 год надбавка на капремонт в 2%. Суммарно это даст монополии порядка 180 млрд рублей дополнительного дохода. Но эти средства не из воздуха возникнут, а будут получены за счет кого-то, изъяты из карманов грузоотправителей. Просто легким росчерком начальственного пера!

Эксперты приходят к выводу, что перевозка металлургического сырья на экспорт на дальние расстояния обойдется на 50,3% дороже, чем ранее. Возможно, это добавит денег РЖД, но экономике России - вряд ли.

Давно известно: монополия по-российски - едва ли не самая жесткая и самоубийственная. Позволяет напрочь ликвидировать конкуренцию на рынках, но и убивает всякое развитие. Компания «РЖД» - абсолютный монополист на рынке ж/д перевозок в РФ и имеет возможность требовать для себя любых преференций. И привыкла увеличивать свои доходы за счет грузоотправителей и других контрагентов.

«Российская экономика не справляется с индексацией тарифов ОАО «РЖД», - недавно заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. - Там большие аппетиты у наших коллег, и задача стоит о приоритизации, потому что мы не можем все обеспечить за счет роста тарифов». Похоже, он недалек от истины.

Алексей Воробьев.

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.