Недавние исследования Института социальной политики ВШЭ показали, что после кризисного трехлетия наши граждане явно перестают экономить. Люди не уверены, что им стоит надеяться на государство, и перешли к тактике выживания своими силами.
Битые кризисами и дефолтами, россияне поняли, что в обозримом будущем кардинального пополнения их кошельков не предвидится, и... начали поступать своеобразно. Ах, не хватает на хлеб? Значит, заработаем на пирожные!
Пусть у многих семей реальные доходы уменьшаются, зарплаты и пенсии не индексируются, цены неумолимо ползут вверх - беднеющее население начало массово искать подработки. Или, говоря словами из опроса ВШЭ, «домохозяйства стали чаще использовать активные стратегии по привлечению дополнительных источников доходов».
Похоже, речь идет о пределе терпения, но не в политическом смысле, а чисто в бытовом. Стало уже некуда сокращать расходы на одежду, обувь - но не ходить же в рванье, в конце концов! Стало некуда сокращать расходы на питание - но не ходить же голодными?! Услуги образования и медицины все дороже? А мы подкалымим и выпутаемся!
В общем, многие россияне, у кого есть голова на плечах, ум, талант и трудовые навыки, решили учиться, лечиться и хорошо одеваться, а для этого стараются больше работать.
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Согласно исследованиям ВШЭ (июнь - сентябрь 2017 года), 25% семей начали искать более высокий заработок или пытаться заняться бизнесом. В прошлом году таковых было только 16%. Не менее 23% семей перешли на активное ведение подсобного хозяйства.
Конечно, никто не отменял и так называемую пассивную стратегию адаптации к уменьшению доходов с помощью снижения потребления, ведь с денежными трудностями в последние три месяца столкнулись 42% семей.
И далеко не в каждой отцы и матери семейств могут отнести себя к пассионариям - тем, кто готов вкалывать на двух-трех работах, лишь бы обеспечить себе и детям достойный уровень благосостояния.
На что же надеяться тем, кто считается экономически уязвимым и живет меньше чем на $10 в день? По данным Всемирного банка, кстати, таких россиян стало за последнее время еще на 2% больше (всего по стране насчитывается 53,7%).
Если не работать в четыре руки, то можно только уповать на официальные цифры. Читаем данные того же Всемирного банка: в 2017 году официальный уровень бедности в России - а это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - снизился. Особенно за первый квартал - всего 15%, когда в 2016 году бедняков насчитывалось 16% населения России. Всемирный банк, опираясь на отчетность Росстата, говорит нам, что позитивный тренд налицо. Более того, на фоне низкой инфляции продолжился рост реальной заработной платы, и за первые девять месяцев текущего года зарплаты выросли в среднем на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Но, увы, тренды и статистику на хлеб не намажешь...
Геннадий Мальцев.
Еженедельник
«Новый Вторник».