Новости экономики и финансов
4442 | 0

Как закон о вине отразится на производителях

Как закон о вине отразится на производителях
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Недавно премьер Дмитрий Медведев в Абрау-Дюрсо заявил, что в России будет принят закон о вине. И вот уже 10 июня Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в Федеральный закон №171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции.

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Закон о вине способен позитивно повлиять на культурный код русской души. Заметное место в нем занимают водочные мифы. «Веселие на Руси есть питие водки» - одно из главных национальных заблуждений. На самом деле то, что сегодня называют водкой, появилось спустя почти тысячелетие после этих знаменитых слов князя Владимира - в 1895 году. До этого в России пили совсем другой алкоголь. И поскольку культурный код водки в стране очень молодой, его так же легко вытравить, как и юношеские прыщи. И вину это сделать под силу, тем более что после горбачевского «виноцида» виноделие в России возрождается невиданными темпами и, самое главное, в новом и очень приличном качестве. И что еще очень важно в этом плане - планируется разрешить рекламу натурального вина, и она может стать тем клином, которым водочный клин вышибают.

Прошлой осенью в том же самом Абрау-Дюрсо случилось знаковое событие - конкурс на «Кубок Союза виноделов и виноградарей России». Там впервые сравнили высококачественные вина из России с винами очень известных хозяйств из Франции, Италии, Испании и Австралии. Цена русских вин колебалась от 400 до 1400 руб., иностранные стоили по несколько тысяч за бутылку. Так вот, среди красных вин четыре первых места наши, среди белых - за нами 1-е и 3-е места. Многие специалисты тогда задумались: а не придет ли мировая слава российским винам?

«ПАТРИОТЫ» ПРОТИВ «КОСМОПОЛИТОВ»

Конечно, российским виноделам предстоит сделать еще очень и очень много. Но, во-первых, за последние 10 лет отечественное виноделие в Краснодарском и Ставропольском краях и в Ростовской области развилось почти с нуля. К этим главным очагам отечественного виноделия теперь добавилась еще одна жемчужина - Крым. И площадь отечественных виноградников за счет этого увеличилась сразу в 1,5 раза. Примерно во столько же раз, по словам Дмитрия Медведева, планируется увеличить площадь всех отечественных виноградников к 2020 году. И для этого предусмотрены преференции и дотации от государства. Бизнес в этой области планируется сделать более простым, а инвестиционный климат - более привлекательным. Причем в первую очередь речь идет о государственной поддержке производства именно высококачественного вина. Что это такое, и с чем его... пьют? В чем смысл этого высокого качества, и чем такое вино отличается от обычного и от необычайно низкокачественного вина, которое везде продается в стране и которое трудно купить за границей?

Для такого вина Д. Медведев предложил закрепить в законодательстве термин «вина закрепленного географического наименования». Мы прекрасно знаем, что во Франции больше других славятся вина из Бордо и Бургундии, а в Испании - из Риохи. Эти названия и есть географические наименования вин. Их делает масса производителей, но все они местные, весь виноград выращен здесь же и тут же переработан.

Эти вина со своей малой родиной в корне отличаются от «космополитов». Последних вин в России огромное количество. Вспомните знаменитые московские заводы по производству сухих и шампанских вин. Это абсурд, сделать хорошее вино так нельзя - сырье портится и теряет свои лучшие качества при такой транспортировке. Это касается и самого винограда, и виноматериалов. Во многом именно поэтому СССР был водочной, а не винной державой. Хорошего вина у нас практически не было. А десятки заводов, расположенных в тех местах, где никогда не росла виноградная лоза, по-прежнему выпускают огромное количество вина и винных напитков. Это огромные фабрики по его разливу в бутылки и прочую тару. Вино и виноматериалы туда привозят чуть ли не со всего мира в цистернах.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Ключевым для качественных вин является понятие терруара. Это французское слово переводится как «почва». Но кроме реальной почвы, на которой растет лоза, в это понятие входят и местный климат, и весь комплекс схожих природных условий в данной местности, влияющих на рост винограда и производство вина. К ним относятся освещенность солнцем, рельеф местности, влажность и прочие факторы природной среды. Самый простой пример: восточный склон холма лучше освещается солнцем, чем западный, и для роста лозы и производства вина из нее это может иметь решающее значение. Поэтому виноградники, посаженные на восточном склоне, могут давать вино гораздо более сильное, чем те, что растут на противоположном склоне, даже если прочие условия будут одинаковыми.

Внутри большого терруара могут быть небольшие супертерруары, дающие еще более качественные вина. Например, в Бордо есть еще Грав, Медок, Сент-Эмильон, Сент-Эстеф и многие другие субрегионы с особым качеством вина. Есть даже великие отдельные замки и виноградники. Есть такие жемчужины и в России. Уже сегодня выделяют несколько регионов, которые славятся своим вином, и названия этих терруаров вы иногда можете встретить даже на этикетках винных бутылок. Например, уже продаются вина географических наименований из предгорий Северо-Западного Кавказа, Черноморского предгорья, долины Кубани, долины Дона, Тамани, Фанагории, Саук-Дере и т.д.

Все это планируют легализовать в самом ближайшем будущем, еще даже до принятия самого закона «О вине». Есть предложение ввести понятие «вина географического наименования» в уже существующую правовую базу в качестве законодательной поправки. И тогда обычные «столовые вина» - это тоже официальный термин, под которым сегодня понимают любые натуральные вина независимо от того, являются они «патриотами» малой родины или безродными «космополитами». То есть, говоря на потребительском языке, винами качественными или не очень. И такое положение пока гораздо больше стимулирует выпуск всякого пойла, ведь гораздо проще работать предприятиям так называемого вторичного виноделия, закупающим дешевый виноматериал в других странах и разливающим его по бутылкам или картонным пакетам.

Особо тяжелая судьба у «жемчужин» винной отрасли - маленьких хозяйств, владеющих небольшими отличными виноградниками и выпускающих вина, за которыми знатоки едут за тридевять земель. Их продукция часто вообще вне закона, они не имеют достаточной площади для виноградников и складов, чтобы получить лицензию и оформить ЕГАИС. Но они порой делают лучшее вино. Такие хозяйства обычно называют гаражистами. В России это обычно крестьянско-фермерские предприятия. Есть надежда, что их тоже признают и они выйдут из-под давящей пяты водочной отрасли. По новому закону вино будет признано сельскохозяйственным продуктом, и тем самым оно дистанцируется от водки и прочего крепкого алкоголя.

Олег Днепров

Фото РИА «НОВОСТИ»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.