В Госдуму внесен законопроект, открывающий дорогу банкам, работающим по нормам шариата, где тяжким грехом считается не только предоставление, но и заем денег под процент.
Если из России уходит западный бизнес, то добро пожаловать - бизнес восточный. О том же пишет в своей пояснительной записке и автор проекта, зампредседателя Комитета ГД по финансовым рынкам Дмитрий Савельев: «В период практически полной экономической блокады со стороны Европы и США нашим банкам приходится искать новые каналы привлечения инвестиций». Выход на российский рынок активно ищут сегодня целый ряд исламских финансовых структур. В качестве примера можно привести бахрейнский банк Al Baraka, четвертый по размеру среди исламских банковских институтов, и Al Shamal, крупнейший банк Судана. В настоящее время идут активные переговоры об их вхождении в капитал российских кредитно-финансовых организаций.
Но наше законодательство «не приспособлено», по выражению Савельева, «к решению такого рода задач». Корень проблемы в том, что каноны ислама однозначно запрещают ростовщичество. Причем тяжким грехом считается не только предоставление, но и занятие денег под процент: «Берущий и дающий одинаковы». Кроме того, нельзя вкладывать средства и получать доход от запрещенных видов деятельности: производство и продажа свинины, алкоголя, продукции «для взрослых», азартные игры и тому подобное. Короче говоря, традиционная банковская деятельность для истинного мусульманина - табу.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 300 крупных исламских финансовых институтов с активами, оцениваемыми примерно в 500 млрд долларов США. Завоевав исламский мир, эта банковская модель принялась осваивать другие территории. Исламские финансовые учреждения действуют сегодня в Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Дании, Южной Африке... И вот теперь, похоже, эта волна докатилась наконец и до России.
«Банк принимает средства от вкладчика, считая его инвестором, - объясняет принципы исламской банковской модели советник правления Банка ЗЕНИТ, магистр исламских финансов Ильяс Зарипов. - При этом полученная прибыль распределяется между банком и вкладчиком согласно предварительной договоренности. Этот вид отношений называется «партнерство». Ресурсы привлекаются через долевое участие банка в прибылях и убытках делового предприятия». В партнерском банкинге отсутствует понятие «процентная ставка по вкладу»: клиенту лишь показывают прогнозируемую прибыль. Тот же подход - долевое участие - применяется при кредитовании бизнеса. При финансировании потребительских нужд исламские банки используют другой принцип: покупка и перепродажа товара клиенту с наценкой и рассрочкой платежа.
Собственно, для этого и требуется разрешить банкам заниматься торговлей. Предлагается, в частности, разработать и принять специальный закон «Об исламских финансах».
Официальные российские власти пока никак не отреагировали на эти инициативы. Но очевидно, что большого выбора ситуация им не оставляет. «Что-нибудь лучше, чем ничто» - гласит арабская народная мудрость. Лучше исламские инвесторы, чем вообще никаких.
Материал подготовил Андрей Владимиров
Фото FOTOBANK.COM