Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
3590 | 0

Берегись автомобиля!

Берегись автомобиля!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сейчас, наверное, все актеры умеют лихо водить автомобиль. То ли дело раньше! Зрители даже не догадываются, какие сюрпризы и трудности подстерегали порой их кумиров, взявшихся крутить баранку перед объективом камеры. Один из знаменитых советских киноактеров за участие в автомобильном эпизоде даже заплатил жизнью.

СМЕРТЬ В ПУСТЫНЕ

- Пора переквалифицироваться в шоферы, - смеялся как-то Евгений Урбанский. - Что ни роль - то на колесах!

В 1963 году популярный артист сыграл в картине «Большая руда» главного героя - водителя самосвала Виктора Пронякина. Как вспоминали участники съемочной группы, Урбанский быстро освоил управление тяжелым грузовиком и даже сам исполнил в кадре некоторые маневры на нем. По сценарию Пронякин в финале фильма погибает, сорвавшись на своем МАЗе с крутогора. Кое-кто из знакомых Евгения то ли в шутку, то ли всерьез отговаривал его после этого когда-нибудь сниматься за рулем автомобиля: «Смотри, Женя! Дурное предзнаменование!» Но актер не стал обращать внимание на подобные страхи.

А вскоре режиссер Алексей Салтыков предложил ему главную роль в фильме «Директор», рассказывающем о создании в начале 1930-х годов нового советского автомобильного завода. Играть предстояло его директора Зворыкина, который помимо прочего лично участвует в трудном рейде через среднеазиатскую пустыню.

Подробности о подготовке к этим съемкам довелось услышать от известного знатока автостарины Льва Шугурова:

- На роль «директорского авто» взяли легковой ГАЗ-А из коллекции Политехнического музея. Согласно режиссерскому замыслу в одном из эпизодов машина Зворыкина должна была перескочить на полном ходу через бархан, совершив перед объективом кинокамеры эффектный полет в воздухе. Однако недостаточная мощность мотора старого автомобиля не позволяла выполнить подобный трюк. Тогда киношники взялись за усовершенствование этой машины. Вместо родного двигателя поставили мотор от «Волги»...

К 5 ноября 1965 года на съемочной площадке в пустыне Кара-Кумы, километрах в 40 от Бухары, все было готово для пробного прыжка. Среди песков смонтировали специальный трамплин, замаскировав его под бархан. Семен Козлов работал в этой киноэкспедиции водителем одного из автофургонов, перевозивших реквизит, и в тот злополучный день видел все произошедшее.

- За руль ГАЗа сел профессиональный автогонщик - Юрий Марков. А место рядом с ним занял Урбанский, который впоследствии собирался сам выполнить этот трюк, - рассказывает Козлов. - Актер, видимо, хотел проверить свои ощущения во время полета на автомобиле. Машина легко разогналась, достигла трамплина и... Те, кто занимался переоборудованием старого «газика», явно не рассчитали всех последствий. «Волговский» мотор оказался чересчур тяжелым, и едва лишь ГАЗ оторвался от земли, его переднюю часть резко потянуло вниз. В результате автомобиль буквально воткнулся в песок. Находившийся за рулем гонщик не пострадал: сработал профессиональный навык, и еще до удара машины о землю он сумел сгруппироваться, наклонить голову к коленям. А вот Урбанскому такой сноровки не хватило - при ударе его голову резко откинуло назад, и шейные позвонки не выдержали...

«ДАЛЬНОБОЙЩИКИ» БЕЗ ПРАВ

Умение водить машину пригодилось многим нашим легендарным артистам во время съемок автомобильных сцен.   Большинство кинозвезд отметилось за рулем легковушек, однако кое-кому по воле сценаристов и режиссеров выпала непростая доля продемонстрировать навыки вождения грузовика. Георгий Юматов на съемках картины «Порожний рейс» водил по заснеженным дорогам трехосный ЗИЛ-157. Леонид Харитонов в фильме о похождениях Ивана Бровкина крутил баранку «газика». Леониду Маркову в боевике «Схватка в пурге» сел в кабину многотонного МАЗа-бензовоза...

Исполнителям главных ролей Владиславу Галкину и Владимиру Гостюхину в сериале пришлось провести немало времени за рулем «КамАЗа». Сложные маневры на грузовике - развороты, обгоны - выполнял специально приглашенный водитель-испытатель с завода в Набережных Челнах, а с простыми «проездами» справлялись сами актеры. Для Влада Галкина управлять фурой оказалось совсем не сложно: он уже в 16 лет научился водить машину, имел в своем домашнем гараже внушительных размеров джип. А вот у Гостюхина к началу съемок даже прав водительских не было.«Что-то я все никак не решусь. Опасаюсь этих автомобилей!» - признавался актер. Однако опыт, приобретенный под присмотром инструкторов на съемочной площадке, помог. Уже через полгода Владимир Васильевич сдал экзамен на права, купил машину...

Народный артист СССР Алексей Баталов освоил премудрости управления автомобилем с молодости: у его отчима был трофейный немецкий «Опель». Более того, в армии Алексею Владимировичу довелось получить профессиональные шоферские права: он не только освоил вождение тяжелых грузовиков, но даже окончил курсы автомехаников. По словам актера, этот факт оказался едва ли не решающим во время утверждения кандидатуры будущего исполнителя главной роли в «шоферском детективе» «Дело Румянцева».

Баталов не только сам управлял тяжелым МАЗ-200 почти во всех эпизодах кинокартины, он и сменой проколотого колеса вполне профессионально занимался перед объективом.

- В начале фильма есть эпизод, когда колонна грузовиков везет ребят в пионерлагерь. Вообще-то, перевозка людей (а уж тем более детишек!) в открытом кузове может быть доверена только водителю самого высокого класса, а тут еще к МАЗу была сзади приделана специальная площадка для размещения оператора с кинокамерой. Но мне все-таки доверили в этих кадрах отработать самому! - не без гордости отмечает актер. - Другой очень трудный эпизод - авария, когда грузовик Румянцева, избегая наезда на внезапно выскочившую на дорогу девочку, сворачивает в сторону и врезается в кирпичный забор. Я хотел сам это выполнить. Все было тщательно подготовлено, отрепетировано. Однако в последний момент режиссер все-таки не решился рисковать, и трюк с тараном стены вместо меня выполнил сам водитель этого МАЗа.

Совершенно противоположная ситуация с участием в «шоферском фильме» сложилась у Леонида Куравлева. Одна из самых известных ролей этого популярного киноактера - лихой водила Пашка Колокольников в фильме «Живет такой парень». На тот момент, когда его пригласили сниматься в этой кинокартине, Леонид Вячеславович даже не пробовал водить машину.

- Первые уроки мне давали водители с киностудии им. Горького, - поделился «секретами из прошлого» артист. - Под их руководством я начал осваивать управление тем самым грузовиком ГАЗ-51, на котором предстояло сниматься в эпизодах фильма. Ездили сперва по территории киностудии, потом по городу... Учеба продолжилась и когда выехали «на натуру» - в район Горно-Алтайска. В результате мне все-таки удалось вполне удачно изобразить в кадрах фильма заправского шофера Пашку. Вскоре я так вжился в образ, так привык к работе за баранкой, что даже вызвался лично исполнить опасный трюк: в сцене, когда мой герой выводит с нефтебазы загоревшуюся трехтонку. Однако Василий Макарович Шукшин мой молодецкий азарт охладил: «Давай, Леня, не будем рисковать!»

ЧУТЬ ЖЕНИХА НЕ ЗАДАВИЛА!

И некоторым другим нашим артистам, перед тем как изображать водителя, приходилось брать уроки шоферского мастерства. Такая доля выпала перед началом съемок фильма «Музыкальная история» Эрасту Гарину, приглашенному на роль таксиста, работающего на роскошном ЗИС-101. Опыта вождения огромного лимузина у Эраста Павловича не было, вот и дали ему в инструкторы профессионала, с которым Гарин несколько дней «обкатывал» ЗИС. Другой пример - работа Евгения Леонова в фильме «Гонщики». Чтобы достовернее сыграть роль опытного спортсмена-раллиста, артист специально «наматывал километры» на гоночном «Москвиче-412» вместе с мастерами таких соревнований.

А вот Ольге Аросевой довелось осваивать управление совершенно «эксклюзивным» транспортным средством. В кинокомедии «Берегись автомобиля!» она играла роль Любы, невесты главного героя, которая работает водителем в троллейбусном парке.

- Конечно же, я до той поры такой махиной никогда не управляла. После того как меня утвердили на эту роль, сразу же заставили идти учиться на курсы водителей троллейбуса. Я даже соответствующее удостоверение получила, - не без гордости вспоминала Ольга Александровна. - Сниматься в троллейбусных эпизодах было совсем непросто, работали-то мы прямо на центральных улицах Москвы. Пожалуй, главный экзамен мне пришлось держать в финальной сцене. Помните, на Крымской эстакаде Деточкин появляется на пути троллейбуса, который ведет Люба, и огромная машина тормозит буквально в нескольких сантиметрах от него? Так вот, мне это надо было суметь сделать, не задавив своего «жениха», которого играл Смоктуновский.

Еще более экстремальной была сцена погони троллейбуса за «Волгой» Деточкина по Садовому кольцу. Естественно, никто не позволил перекрывать ради съемок столь оживленную магистраль. Рулить Аросевой пришлось по соседству с потоком обычных машин, и лишь несколько легковушек, между которыми по замыслу режиссера предстояло лавировать троллейбусу, были подставными - их вели специально приглашенные сотрудники ГАИ и опытные водители. Впрочем, несколько самых трудноисполнимых виражей (в том числе и финальную сцену погони, когда троллейбус заворачивает на полном ходу с Садового кольца в переулок) выполнял все-таки дублер Аросевой - … профессиональный водитель троллейбуса Петр Епишин, которого загримировали под героиню фильма.

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.