В племенном животноводстве накопилось множество проблем: существующая система отрасли опирается на нормативные акты, разработанные 30-40 лет назад; чиновники игнорируют международный опыт; заводчики, пытаясь сэкономить, ввозят в страну далеко не самые лучшие экземпляры. При таком подходе мы обречены на хроническое отставание.
В Общественной палате РФ прошли слушания, посвященные состоянию племенного молочного скотоводства. Начиная с 2000-х годов на его развитие было направлено почти 100 млрд рублей из федерального бюджета. Только за последние пять лет в России построено свыше 400 молочных комплексов, 1,3 тыс. - модернизировано. Были ввезены тысячи отборных коров и быков. Стоимость одной головы составляла 4-10 тыс. евро, и это при том, что цена одной доморощенной российской коровы - около 80 тыс. рублей. Везли племенной скот отовсюду - из Европы, США, Канады и даже Австралии! Огромные расходы уже изначально выглядели сомнительно - намного проще и дешевле было бы закупать не скот, который все равно быстренько откидывал копыта в связи с переменой климата, а сперму.
На фоне потраченных денег результаты преобразований выглядят как-то бледненько. Надои молока выросли незначительно и на сегодня в среднем по стране составляют всего 4,5 тыс. литров в год. Затрачены миллиарды государственных денег, где же отдача? Разобраться в этом странном российском казусе как раз и решили на обсуждениях в Общественной палате РФ. Представитель Торгово-промышленной палаты РФ в странах Восточной Европы Владимир Микоян отмечает: весь мир переходит на одну-единственную голштинскую породу как самую высокопроизводительную. Наш же производитель умудрился за государственный счет навезти из Новой Зеландии и еще невесть откуда разнообразной экзотики, а теперь еще и экспериментирует, скрещивая все эти заморские породы между собой. «При этом гордимся, что у нас особый путь! - говорит Микоян. - В России происходит полное игнорирование международного опыта».
Сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела» Михаил Щеглов представил в Общественной палате результаты экспертизы оценки племенного материала: в этот раз оценку провели по международным стандартам. «Племенная ценность быков флагмана нашего племенного животноводства в Ногинске 230 единиц, - рассказал Щеглов. - При этом 49 быков были завезены из Канады в прошлом году. Это геномные быки, у них средний мировой показатель 390, то есть выглядят привезенные быки как-то бледно...» Всего на предприятии 86 племенных быков - половину можно назвать племенным мусором, констатировал Щеглов. При этом в США индекс племенных быков - 573. Всего в России используется 15 тыс. быков-производителей, тогда как достаточно было бы ста, но хороших! В РФ ежегодно продается 8 млн доз семени, но и такое существенное количество, оказывается, под силу произвести сотне хороших быков. Ведь в одной дозе содержится всего несколько граммов спермы, тогда как бык может дать за год до 300 кг.
Сергей Джапаридзе из компании «Генетика» указал еще на одну российскую особенность - у нас все молочное скотоводство, как и вообще почти весь бизнес, находится в руках монополистов. А в тех же США крупные комплексы составляют всего лишь 5%, остальные 95% - мелкие и средние фермеры.
Поднимался вопрос и о здоровье коров. Для того чтобы было много молока, корова должна быть как минимум здорова. В России за своим-то здоровьем люди не следят, что уж там за коровами? У нас в большинстве стад субклинический мастит достигает 100%. И кто им займется, когда у нас в человеческом здравоохранении денег не хватает? В Европе, например, специальный человек из лаборатории объезжает на машине все фермы и берет у коров анализ на мастит. Племенное дело без такой лаборатории невозможно, а выгода от избавления российских коров от мастита только в первый год составила бы 5 млрд рублей.
Проблемы озвучены, но пока не решатся вопросы со взятками, откатами, знакомствами и монополизацией, ни один достойный бык-производитель к нашим коровам не пробьется через суровые бюрократические российские реалии.
Аделаида Сигида
Фото PHOTOXPRESS