Он все легче и легче: евро подорожал на валютном рынке до 94 целковых, за доллар уже давали 80 деревянных. И процесс похудания, точнее, девальвации национальной валюты продолжается.
Граждане по собственному опыту знают, что чем дешевле у нас рубли, тем дороже все товары. Однако наши топ-начальники демонстрируют неизбывный оптимизм. Глава Минпромторга Денис Мантуров во время интервью агентству Bloomberg «отметил 20%-ное падение рубля как «великолепное». Это удивило не только журналистов, но и экспертов. И министр им объяснил, что наши производители благодаря ослаблению рубля будут меньше полагаться на импорт. То есть засучат рукава, начнут ударно вкалывать и выдавят с отечественного рынка все заморское.
«В нашей стране подавляющее число сограждан получает свои доходы в рублях, - подбодрил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя снижение курса рубля. - По мере того, как мы сокращаем зависимость от импорта, волатильность все меньше влияет на цены».
Чиновники экономического блока задачу поняли. Помощник президента Максим Орешкин сообщил, что за ослаблением рубля всегда следует его укрепление. Дескать, так было и так будет, не стоит напрягаться. Исчерпывающее разъяснение! Полон позитива глава «Сбера» Герман Греф, который уверяет, что к концу года рубль укрепится, а глава Счетной палаты Алексей Кудрин вообще считает, что нет повода для беспокойства, поскольку курс рубля будет относительно стабильным аж до конца 2021 года. В смысле целковый и сейчас стоит почти твердо.
Все эти лучезарные уверения и прогнозы придворными пиарщиками были упакованы в фундаментальную формулу - «важен не курс рубля, важна предсказуемая стабильность этого курса». Поэтому, мол, все у нас будет хорошо. Прямо сеанс всенародной психотерапии а-ля Кашпировский!
Но его массовые сеансы проходили совсем в другие времена, и народ был тогда более наивный. Очевидно, что для многих граждан сегодня не составит труда разоблачить уверения высокопоставленных «психотерапевтов».
О какой, например, стабильности курса рубля можно говорить сегодня при 80-рублевом долларе, если к началу 2020-го зеленый стоил 60 рублей?! И, по мнению большинства специалистов, к прежним «высотам» целковый вряд ли вернется... А прогнозы о его некоем укреплении придворные экономисты основывают лишь на своих мечтах, не приводя никаких серьезных аргументов.
Особый случай - так любимое главой Минпромторга импортозамещение. Денис Мантуров словно забыл, что в большинстве продаваемых в РФ товаров доля импорта по-прежнему весьма велика - от 40 до 80%. Исследования аналитиков Института Гайдара показали, что в промышленности с начала года спрос на укрепление рубля заметно вырос и дальнейшее ослабление рубля нужно лишь 7% производителей. «Росту инвестиций в российской промышленности всегда способствует укрепление курса, а не его ослабление», - констатируют авторы исследования.
Так что речи министра об успешном замещении импорта напоминают чисто пропагандистский прием, суровой же реальностью грозит стране девальвация. «Это нанесет экономике России колоссальный ущерб: подорожают комплектующие для промышленных цепочек и потребительские товары, ввозимые из Европы, в первую очередь электроника», - предупреждает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Петр Пушкарев.
Девальвация рубля провоцирует рост бедности и политическую нестабильность, заявил лидер фракции «Справедливой России» в Госдуме Сергей Миронов. Вердикт его звучит жестко: «Девальвация бьет одновременно и по населению, и по предприятиям, работающим на внутренний рынок. Кто же в выигрыше? Только экспортеры, которые за счет слабого рубля сохраняют прибыли в условиях снижения объема зарубежных поставок. И еще бюджет».
Выигрыш бюджета, к слову, тоже очень иллюзорный. Да, чем выше курс, тем больше рублей правительство может записать в доходы для финансирования статей расходов и заткнуть ими зияющие там прорехи. Но это уже не те рубли: сегодня граждане смогут купить на них гораздо меньше, чем в начале года. Это как затыкать дыру в кастрюле туалетной бумагой...
И вот здесь возникает главный вопрос: откуда столько оптимизма в речах топ-начальников? Они откровенно «искажают факты», в смысле народ за дураков держат? Или сановные экономисты, разочаровавшись в профессии, решили переквалифицироваться в психотерапевты?
Григорий Алексеев.
Фото: ADOBE STOCK