сегодня в 08:44

Площадь милосердия

Особняк напротив Русского музея в Петербурге сегодня всем известен как Большой зал филармонии, а до революции это было здание Дворянского собрания.

Именно здесь, а не в Зимнем дворце, как многие думают, открылся первый в Петрограде госпиталь в общественном пространстве. Это случилось в декабре 1914-го. Тут лечили воинов нижних чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны. Госпиталь просуществовал до весны 1918-го.

С какими трудностями столкнулись организаторы и насколько успешно шло тут лечение, рассказывает доктор исторических наук, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия КАНТОР.

БАЛЬНЫЙ ЗАЛ – ПАЛАТА ДЛЯ ТЯЖЕЛОРАНЕНЫХ

– Без малого 111 лет назад в здании, которое было и оставалось одним из центров культурной, общественной, политической жизни столицы Российской империи – Дворянском собрании, – поселился один из самых крупных госпиталей Петрограда, – рассказывает Юлия Кантор. – К тому времени война длилась уже почти полгода и условия военного времени требовали консолидации общества. Стало понятно: существующих в столице госпиталей не хватает, нужны новые. А для этого надо переоборудовать общественные пространства, что было достаточно сложным делом. Для лечения и реабилитации раненых, прибывающих с передовой, была нужна помощь общества, ведь, чтобы организовать столь грандиозное лечебное учреждение в неприспособленном для этого пространстве, требовались серьезные средства.

«Царская гостиная», превращенная в сестринскую. Март 1915

 

Павел Вячеславович Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой филармонии, показал мне альбом сестры милосердия Татьяны Носович, трудившейся в госпитале Красного Креста и Петроградского дворянства. Уже в постсоветское время альбом был передан ее потомками в филармонию.

С того момента как я увидела этот альбом, стало понятно, что надо делать выставку и искать документы в архивах, что оказалось нелегко, – рассказывает историк. – Благодаря уникальной коллекции документов о столичном Дворянском собрании, находившейся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, ждавшей своего часа более ста лет, выяснилось, что еще ранней осенью 1914-го, вскоре после начала Первой мировой войны, петроградская аристократия, Дворянское собрание приняли решение организованно помогать русскому воинству, сражающемуся на полях Первой мировой. Михайловская площадь (названа по находящемуся здесь дворцу Великого князя Михаила, ныне Русский музей) превратилась в «Площадь милосердия» – так мы решили назвать выставку».

Большой зал филармонии сейчас... 

 

...и в 1915-м

 

Великолепное здание – творение зодчих Карла Росси и Павла Жако – решением петроградского дворянства было передано под госпиталь для нижних чинов, один из самых крупных в столице. По документам, здесь находилось единовременно около трехсот человек. Большой зал переоборудовали в палату на двести коек, а нынешнее Бетховенское фойе (тогда – Малый зал Дворянского собрания) – на пятьдесят.

Главным врачом госпиталя был г-н Мерц – человек удивительно сильного характера. Коллектив госпиталя формировался из лучших врачей столицы, иногда приглашали врачей из других госпиталей, особенно хирургов, в том числе специалистов по челюстно-лицевой хирургии и оториноларингологическим заболеваниям. Постоянно увеличивалось число сестер милосердия.

Шестой подъезд филармонии сейчас... 

 

... и зимой 1915-го. Тогда это была лестница в «царские комнаты»

 

Документы позволили узнать персональный состав сотрудников, определить число пациентов, воссоздать ежедневную жизнь госпиталя. Военно-медицинский музей Министерства обороны предоставил для выставки экспонаты, которые помогли воссоздать атмосферу военного госпиталя той эпохи. По словам Юлии Кантор, от них «будто пахнет карболкой, они объясняют, каким образом великолепный зал Дворянского собрания служил госпиталем для нижних чинов, то есть для солдат и унтер-офицеров». Дополнили экспозицию фотографии из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов и карта госпиталей и лазаретов Петрограда 1915-го, предоставленная Российской национальной библиотекой.

СОЛДАТЫ ТОЖЕ ХОТЕЛИ ПОМОГАТЬ ГОСПИТАЛЮ

– Пожертвования должны были быть постоянными, и таковыми и были, – продолжает Кантор. – Ведь надо было приобретать медицинское оборудование, лекарства, платить врачам и сестрам милосердия… К слову, мы нашли документы, рассказывающие о расходах, связанных с содержанием госпиталя, которые постоянно росли. Это очень зримо показывает, какой была инфляция, как быстро росли цены и как госпиталь справлялся с ситуацией.

Общая беда объединила петроградцев, и пожертвования для создания госпиталей стали поступать практически с самого начала войны. Деньги переводили профессора, ученые, банкиры… К благому начинанию подключились общественные организации – благотворительные и иные фонды, попечительные комитеты, банки, учебные заведения – в общем, все кто мог оказывали помощь. Был создан Попечительный комитет Госпиталя Петроградского дворянства и Красного Креста.

В числе документов, которые хранятся в Центральном государственном историческом архиве Петербурга, есть письмо сослуживцев погибшего на полях Первой мировой войны солдата. Они выражают желание содержать койку на всем протяжении существования госпиталя и оплачивать пребывание, лечение и содержание тех, кто на этой койке будет находиться.

Аптеки тоже не остались в стороне. Впрочем, не все. Часть городских аптек согласилась делать скидки при оптовых закупках лекарств и прочих медицинских товаров для госпиталя, а другие – нет. Возникла проблема, как строить с ними отношения. Решили закупать там, где дают скидки, и лишь недостающие медикаменты докупать в остальных аптеках.

Предметы обихода госпиталя тех лет

 

ВАННЫ В ДВОРЯНСКОМ СОБРАНИИ

– Однако это были лишь первые трудности. Благодаря журналам Попечительного комитета мы узнали, сколь нелегко было организовать и содержать госпиталь. Помещение было предназначено совершенно для других мероприятий, и госпиталю тут было непросто. Однако Дом дворянства терпеливо приспосабливался к другой, госпитальной жизни…

Так, всем раненым было нужно умываться, принимать лечебные ванны и процедуры. Нужного количества санузлов и ванн в Дворянском собрании явно не было. Все это устанавливается в срочном порядке.

Но тут же возникает другая проблема – со стенами. Они впитывают влагу, начинает пузыриться краска, отваливаться штукатурка. Это негигиенично, мешает лечебному процессу, и все это требует новых финансовых затрат… Кстати, с точки зрения тогдашних представлений о санитарии и гигиене, этот госпиталь был практически образцовым. И это при том, что единовременно здесь лечили, повторю, около трехсот человек.

Однако не только медики помогали раненым выздороветь. Довольно быстро в госпитале появилась   необычная должность – дама-утешительница. По сути социальный педагог или психолог. Дамы высокого социального статуса и достатка приходили в госпиталь, читали книги, разговаривали с ранеными, развлекали их, отвлекая от мрачных мыслей, писали письма их родным.

Госпиталь выписывал газеты, и солдаты, ожидая своей очереди на процедуры, читали их.

Раненых не обходили своим вниманием и царские особы. Вот выдержка из отчета главного врача госпиталя г-на Мерца: «8 октября сего года (1915) в 4 часа дня ее императорское величество государыня императрица Александра Федоровна, а также их императорские высочества великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна изволили прибыть в дом дворянства и были встречены в царской гостиной».

ТРИУМВИРАТ МЕДИЦИНЫ, ИСКУССТВА И ВЕРЫ

– Заботились в госпитале не только о теле и психологическом настрое раненых, – рассказывает Юлия Кантор, – но и о душе, и о духе солдат. За душу отвечало, конечно, искусство. Музыка и медицина жили под одной крышей. Вплоть до закрытия госпиталя для солдат и врачей здесь звучала музыка. Один из уникальных экспонатов прошедшей в филармонии выставки – подлинник книги для господ капельмейстеров придворного оркестра. Листая ее, можно узнать, какую музыку играли пациентам. Концерты-реконструкции по программам, которые проходили в филармонии всю зиму и весну 2025 года, стали звучащей исторической составляющей проекта. Музыканты старейшего в нашей стране оркестра – Придворного (ныне заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии) – в прямом смысле окормляли страждущих. Вместе с медиками музыканты врачевали тела и души, подсказывали пациентам, как возвращаться в общество и жить дальше в мире, опрокинутом войной.

Душепопечение было возложено на Православную церковь. Богослужения были важной частью жизни в начале XX века, тем более в военное время. Солдаты зачастую находились в госпитале подолгу. По фотографиям, которые мы нашли, по документам мы точно знаем, что администрация госпиталя ратовала за то, чтобы в госпитале служилась литургия, чтобы раненые и служители лазарета имели возможность причаститься Святых Христовых Таин.

Первая мировая война несла страшные увечья, поскольку появились новые виды вооружения. Люди, возвращавшиеся с войны, оставшиеся без рук, без ног, с жуткими лицевыми травмами, не могли жить полноценно. И именно триумвират медицины, искусства и веры – трех составляющих попечения о человеке – помогал русским воинам возвращаться к жизни.

Записала

Елена Вишнякова.

Фото в материале: предоставлены Музыкальной

библиотекой филармонии, Е. Степанова. Л. Колясина

Опубликовано в журнале «Мифы и факты», №9, 2025

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ