В ночь на 1 января 1944 года впервые прозвучал гимн Советского Союза. В этот же день текст и ноты опубликовали во всех газетах страны.
Позже гимн несколько раз переделывался: был и без слов, и с новым текстом. Лишь 1 января 2001 года он приобрел тот вид, в котором звучит сегодня, но уже как гимн РФ.
До 1943-го в качестве гимна молодого государства использовался «Интернационал». Но во времена, когда шли яростные бои с гитлеровской Германией, Иосиф Сталин решил, что советскому народу нужна такая песня, которая поднимала бы на защиту Отечества и вселяла гордость за страну. Весной 1943 года была создана государственная комиссия во главе с маршалом Климентом Ворошиловым, и тогда же объявили конкурс на лучший вариант гимна СССР. Для участия в нем были задействованы лучшие композиторы и поэты страны. Сроки поставили жесткие - три месяца. Но и награда была соответствующей - целых 100 тысяч рублей, что по тем временам считалось какой-то невообразимой суммой. И плюс машина с дачей или же прикрепление к продуктовому спецраспределителю, что в военное время было, может, даже значимее денежных вознаграждений.
Всего было представлено 223 варианта от 170 композиторов и 19 поэтов. Среди них было немало известных фамилий. Например, от музыкального цеха в конкурсе участвовали Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, Исаак Дунаевский, Матвей Блантер.
На финишную прямую вышло три варианта: Шостаковича, Александрова и грузинского композитора Ионы Туския. В итоге остановились на мелодии, которая была написана композитором Александром Александровым еще в 1938 году для гимна партии большевиков.
Александр Александров, 1945 г.
В поэтическом конкурсе тоже было немало знаменитых фамилий: и Ольга Берггольц, и Константин Симонов. В итоге выбор пал на текст, написанный двумя авторами - детским поэтом Сергеем Михалковым и Эль-Регистаном (это псевдоним, настоящее имя - Габриэль Уреклян). Причем изначально Михалкова никто вообще не рассматривал в качестве возможного автора текста. Вот как вспоминал об этом сам поэт:
«В тот период я и мой давний друг Габо большую часть времени находились на фронте и лишь наездами появлялись в столице. Заглянув как-то в ресторан «Арагви» за «подкреплением», я встретил там группу известных московских поэтов, которые собрались в ресторане пообедать после «важного» совещания у Ворошилова.
- Что за «важное» совещание? - поинтересовался я.
- Будет создаваться новый гимн Советского Союза. Объявлен конкурс на лучший текст! - ответил кто-то. - Были приглашены все «песенники».
- Но почему же не пригласили меня? - не без некоторой обиды спросил я своего друга.
- Пригласили «песенников», а ты детский поэт! - ответил Эль-Регистан».
Михалков, конечно, расстроился, но после хорошего ужина мысли о «неприглашении» на важную встречу куда-то улетучились. Однако ранним утром кто-то настойчиво позвонил в дверь. На пороге стоял Габо, который с ходу сказал, что ему приснился вещий сон: они с Михалковым стали авторами гимна СССР, поэтому он даже набросал несколько строчек...
Михалков и Эль-Регистан на дорогах войны, 1944 г.
Все варианты передавались Иосифу Сталину. В варианте Михалкова - Эль-Регистана было немало моментов, которые его смущали. Поэтому окончательную версию дорабатывали лично с Иосифом Виссарионовичем. Сергей Михалков вспоминал, как за ним присылали правительственный «линкольн», который отвозил его прямиком в Кремль. Там поэту вручали правки от «вождя нации», которые нужно было незамедлительно внести в текст песни.
Сохранился даже листочек, на котором цветными карандашами были зачеркнуты некоторые слова. Например, в первоначальном тексте было «Союз благородный». Однако Сталину показалось, что прилагательное благородный - откуда-то из стародавних, дореволюционных времен. «Ваше благородие?» - значилась пометка Сталина. Поэтому было придумано другое - «нерушимый». Рядом со словосочетанием «созданный волей народной» красовалась другая приписка Сталина: «Народная воля?» Стало - «волей народов». Также Иосиф Виссарионович скромно попросил не называть его «избранником народа», зато порекомендовал добавить, что Ленин был «великим».
Официально гимн был утвержден 14 декабря 1943 года. После этого состоялся банкет, который, по воспоминаниям Михалкова, прибавил ему несколько седых прядей. Например, когда Эль-Регистан поднял тост «за товарища Ворошилова, за товарища Молотова и, наконец, за товарища Сталина», Иосиф Виссарионович перебил поэта: «У Чехова есть рассказ про купца, который больше всех пожертвовал на храм, а его фамилию в газете написали последней. Купец обиделся. Я - не купец... Продолжайте, товарищ Регистан!»
А самому Михалкову, которому тогда было 30 лет и он привык пить алкоголь как воду, Сталин тихонько шепнул: «Не пейте каждый раз до дна. С вами будет неинтересно разговаривать». В итоге банкет затянулся до пяти утра.
Надо сказать, что не все приняли гимн. Например, писатель Михаил Пришвин вынес такой вердикт: «Гимн, сочиненный Михалковым и Эль-Регистаном, произвел тяжелое впечатление: столь великие дела на фронте нашли столь жалкое выражение в поэзии». Многие критиковали гимн прямо в глаза Михалкову, на что поэт с присущим ему чувством юмора отвечал: «А слушать все равно будешь стоя!»
После смерти Сталина из текста убрали упоминание о нем. Хрущев в декабре 1955 года объявил конкурс на создание нового гимна, причем Сергей Михалков опять вышел в финал со своей версией. Также там были варианты Максима Рыльского и Михаила Исаковского, а музыку рассматривали Шостаковича. Но рассмотрение затянулось, поэтому в 1959 году снова был объявлен конкурс. Не поверите, и на сей раз среди коллектива авторов значился Сергей Михалков, а музыку уже выбрали Георгия Свиридова. Но потом Хрущев ушел в отставку, и все конкурсы свернули.
К слову, все эти годы метаний гимн СССР исполняли вообще без слов. Почти 20 лет! Когда к власти пришел Леонид Брежнев, он не стал объявлять конкурс на создание нового гимна, а просто велел придумать новые слова. Что и сделал все тот же Сергей Михалков.
«Никто не знает, как писать гимны, в том числе и я. Каждое слово должно быть объемным, а это дается с большим трудом. Но над вторым вариантом гимна мне было работать намного проще, чем над первым», - вспоминал позже поэт.
После распада СССР какое-то время на торжественных мероприятиях в качестве гимна России звучала «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Но в 2000 году Владимир Путин предложил вернуться к версии Александрова, а старый текст заменить новым. Что и сделал в очередной раз Сергей Михалков, которому тогда было уже 87 лет, но он сохранил трезвость ума и поэтический дар...
Фото: LEGION-MEDIA,
CREATIVE COMMONS