Ремонт бытовой техники для миллионов россиян сегодня стал большой проблемой.
Ведь без холодильника и кофемолки жизнь теряет значительную часть своей прелести. А самая крохотная деталька может застопорить работу целого агрегата. Значит, ремонт. Увы, это слово сейчас для нас сродни ужасам Стивена Кинга. Недаром говорят, что дьявол прячется в деталях…
Импортная бытовая техника всегда была мечтой советского человека, которая вполне осуществилась в последние годы. Но сегодня после всех событий и санкций мы остались с «Бошем» и «Сименсом» один на один. Организация ремонта соковыжималок и магнитофонов западного производства сейчас сродни трансплантации органов - так же дорого и так же опасно.
Казалось бы, все мы находимся в одной лодке и должны помогать друг другу. Увы, это совсем не так. Люди, оказавшиеся близко к дефициту, то есть к запчастям, сразу накрутили цены. Некая объективная причина в этом есть. Закупать детали действительно приходится через третьи страны и по новым ценам. Однако это все-таки не повод откровенно грабить народ.
Тем не менее современные ремесленники просто обирают простых граждан. И если в больших городах все-таки есть выбор точек, которые можно обзвонить и найти услугу по более-менее адекватной цене, то в маленьких населенных пунктах у людей вообще нет выбора - цены на уровне столичных, а то и выше. Например, одна наша читательница сравнила цены на услуги и товары б/у на «Авито» в Санкт-Петербурге и Калуге и удивилась: в провинции цены выше!
Пожилая петербурженка попросила внука отремонтировать электронную книгу, в которой разбился экран. Когда-то этот покетбук со специальным экраном для защиты глаз, то есть на электронных чернилах, стоил 6 тысяч, теперь цена подобных устройств подскочила в разы. Поэтому решили отремонтировать.
Парень из мастерской сказал, что новый экран будет стоить очень дорого, посоветовал подождать, пока кто-то принесет в утиль подобный гаджет, и тогда замена б/у экрана обойдется намного дешевле. Мастер обещал позвонить, когда произойдет это чудесное событие. Долгожданный звонок раздался только два с половиной месяца спустя. Внук заплатил около 5 тысяч за ремонт. И все довольны.
Кстати, сейчас это распространенная тактика: те запчасти, которые невозможно получить из-за рубежа, в сервисных центрах и частных мастерских стараются компенсировать за счет разборки другой техники, так называемых доноров. И есть опасность самому стать таковым. Постарайтесь этого не допустить.
Пушкин считал, что русские ленивы и нелюбопытны. Нам проще перестать пользоваться вещью или переплатить, чем отстаивать свои права.
А между тем в России есть замечательная Федеральная антимонопольная служба, в чьи обязанности входит контроль над соблюдением законодательства о рекламной деятельности, а также контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды. Можно, например, сравнить стоимость ремонта бытовой и электронной техники в сервисных центрах и инициировать проверку. Кроме того, на сайте может быть указана одна цена, а с вас требуют другую, ссылаясь на разные обстоятельства.
Есть еще и закон «О защите прав потребителей», и Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1514, и возможность обратиться в суд. Но на это потребуются нервы и деньги.
Раиса Калинина
Фото: ADOBE STOCK