На самом деле совершать грамотные и выгодные покупки - большой и нелегкий труд.
Все потому, что при нынешнем уровне развития рекламных и маркетинговых технологий вас пытается развести на деньги целая система хитростей и уловок.
Чтобы не попасться на удочку хитрых приемов целого штата специалистов - от менеджеров по закупке товара до маркетологов, визуальных мерчендайзеров и специалистов по управлению торговым пространством, вам надо быть не просто осторожным, а очень сообразительным.
Как говорят сами эксперты в области маркетинга, существуют семь главных и наиболее распространенных торговых уловок.
1. Надо заставить покупателя провести в магазине больше времени, чем он запланировал.
Чем дольше вы находитесь в торговом пространстве, тем у магазина и продавцов выше шансы, что ваша тележка пополнится не только необходимыми товарами, но и «всякой всячиной» ерундового характера, которую изначально вы не планировали покупать.
Продуктовый магазин старается разместить такие базовые продукты, как хлеб, в самом конце торгового зала. Задача - добиться того, чтобы в поиске этого главного товара покупатель прошел по всему магазину. При этом, как доказали маркетологи, очень велик шанс, что покупателя по ходу движения заинтересует что-то еще.
Многие импульсивные покупки совершаются на кассе, для этого в прикассовой зоне размещаются различные «уловки»: горящие специальные предложения, всевозможная мелочовка типа жвачки, батареек, презервативов, конфет, шоколадок....
2. Для воздействия на эмоции и чувства покупателя создается приятная атмосфера.
Она достигается путем хорошо продуманного и отрегулированного освещения, мягкого музыкального фона, увлекательных рекламных сообщений. В ход идут даже ароматы, вплоть чуть ли не до афродизиаков.
Отметим, кстати, что тот же аромамаркетинг - это целая наука. Замечали, как вкусно пахнет свежим хлебом в отделе выпечки? Наличие собственной пекарни в супермаркете повышает продажи, но если даже просто распылить в воздухе аромат выпечки - продажи пойдут в рост. Не все знают, но на самом деле в сегодняшнем маркетинге применяются и специальные нейтрализаторы запаха, применяемые в мясном и рыбном отделах, чтобы скрыть возможные неприятные ароматы.
3. Возможность быстрого перекуса.
Для этого площадь супермаркета делается такой, чтобы можно было разместить на ней небольшую точку питания: кофе-пойнт или кафе. Утолив голод, покупатель повышает настроение и желание прогуляться по площадям супермаркета с последующими покупками.
4. Путь покупателя начинается с отдела свежих фруктов и овощей.
Это практикуется теперь во многих продуктовых магазинах. Этот прием специалисты торгового пространства используют намеренно: яркие свежие краски разнообразных фруктов и овощей возбуждают аппетит, привлекают внимание. А продажи будут выше, если у покупателя есть возможность самому выбрать и взвесить товар.
5. Размещение стойки с готовой продукцией и кулинарией при входе в торговый зал.
Это один из последних подмеченных трендов в современном маркетинге. И логика здесь понятна: голодный покупатель, скорее всего, сразу приметит и заберет лоточек с готовой едой. А она, что не секрет, стоит в разы дороже, чем если покупать ингредиенты и готовить самим.
6. Более дорогой товар в одной и той же продуктовой категории всегда находится на уровне глаз покупателя.
Это, так сказать, азы современной выкладки товаров на полке. Здесь сформулированы особые правила: за более дешевым товаром придется наклониться, поискать его. А это хотят (или могут в силу здоровья или возраста) делать далеко не все покупатели.
7. Регулярные промоакции и программы по сбору наклеек.
Чтобы получить вожделенный приз, продавец устанавливает для покупателя правила. К примеру, совершить столько-то покупок, а сумма покупки в чеке должна составлять не менее 700 рублей. А может, и больше…
В общем, вывод ясен. Если вас, как покупателя, все это устраивает, то флаг вам в руки и попутного ветра в покупательские паруса. А если вы не хотите превращаться в игрушку в руках маркетологов, то просто найдите в себе силы противостоять домогательствам маркетологов.
Евгений Александров
Фото: LEGION-MEDIA