Начиналось с безалкогольного шампанского и пива, потом появились вино, ром, джин, виски. Теперь и водка! Что скрывается за модой на «трезвые» напитки, разбирался «Мир новостей».
На просторах российских маркетплейсов теперь можно купить все, даже безалкогольную водку. В ней ни капли этанола, зато создатели необычного продукта обещают отчетливый водочный вкус, как у оригинала, и тот самый хлебный дух, который будто бы «согревает душу, но не бьет по печени».
Производители «трезвых» напитков уверяют, что их товар для тех, кто отказался от алкоголя, но хочет при этом «оставаться своим» за столом, где спиртное льется рекой. Во-первых, не придется смущать друзей по застолью и терпеть насмешки над новым трезвенником. Во-вторых, ради стиля. Если водка в этом плане пока в начале своего пути, то безалкогольное вино уже входит в число лидеров по темпам продаж в России: за последний год его стали брать почти в полтора раза чаще прежнего. Особенно популярно такое вино среди тех, кто завязал, но не готов расставаться с так называемой эстетикой бокала.
Но за моду приходится платить. И недешево. Стоимость безалкогольного вина начинается от 800 рублей за бутылку. Цена за емкость 0,7 л столь же странной водки начинается от 1000 рублей. Почему же безалкогольный аналог стоит дороже оригинала? Ведь даже на акцизы тратиться не надо. У производителей на это готов ответ: чтобы убрать алкоголь из алкоголя, используются вакуумная дистилляция, мембранная технология, многоступенчатое мягкое удаление алкоголя с сохранением ароматических компонентов. Однако есть подозрение, что далеко не все безалкогольные напитки родом из старого доброго алкоголя. Технологи говорят, что многие марки без градуса создаются буквально с нуля, как парфюмерия, просто подбором вкуса.
И то верно: зачем такие сложности? Удалять из водки спирт, оставлять минимальный набор ароматических свойств вроде тонких нюансов пшеницы… Можно же просто имитировать такой вкус, смешивая соки, уксус, пряности, ароматизаторы, сахар?
Результат: 1000 рублей за 700 мл обычной воды, удобренной разнообразной химией. Но давайте честно: высокая цена псевдовина или псевдоводки — это не про особые виды перегонки, это про тренд. Про дань моде на все здоровое.
В народе уже шутят: «Лучшая закуска для безалкогольной водки - обезжиренное сало». Но врачам-наркологам не до шуток. Они уверены, что для человека с алкозависимостью в стадии ремиссии даже выхолощенный аналог водки или вина может послужить условным триггером, чтобы сорваться.
- Вкус, запах, цвет и даже форма бокала или рюмки могут напомнить о прежних привычках употребления алкоголя, - говорит психолог Татьяна Михеева. - Именно так формируется ложное ощущение безопасности.
В России напитки с содержанием до 0,5% этанола не считаются алкогольной продукцией. Но даже этот мизер - перебор для тех, кому показано полное отсутствие спирта. Именно поэтому безалкогольный алкоголь не подходит беременным, детям, людям с заболеваниями печени, бывшим пациентам наркоклиник, находящимся в устойчивой ремиссии.
Врач-терапевт Ольга Васильева считает «трезвый» алкоголь еще одной маркетинговой уловкой:
- Ароматизаторы, подсластители, усилители вкуса, диметилсульфиды, спиртовые эфиры и глутаматные производные могут вызывать раздражение ЖКТ, аллергии, расстройства обмена веществ.
Елена Хакимова
Фото: НЕЙРОСЕТЬ