В скором времени вырастет стоимость спортивной и верхней одежды.
Это связано с тем, что увеличатся ввозные таможенные пошлины для товаров из Евразийского экономического союза. Как нам говорят, для поддержки российских производителей.
Речь идет о 80 наименованиях товаров - куртки, пальто, брюки, свитера, пуловеры, профессиональная одежда, головные уборы, лыжные костюмы. До сих пор для того, чтобы ввезти их в Россию, например, из Армении или Казахстана, надо было заплатить 10% от таможенной стоимости. Теперь эта цифра вырастет до 15%. Катастрофы не случится, но, очевидно, выбор для покупателей станет меньше, а ценник - больше.
Поможет ли эта мера отечественным брендам? Эксперты говорят - нет. В первую очередь потому, что спрос на одежду не растет, а даже уменьшается. Повышение пошлин неизбежно затронет розничные сети, особенно те, которые ориентируются на иностранные бренды. При этом многие поставщики уже работают с минимальной маржой, и любое увеличение издержек будет отражено в итоговой цене для покупателя.
«Приведет ли повышение пошлины к росту конечной стоимости? Приведет, - говорит президент корпорации Baon Илья Ярошенко. - У брендов нет большого запаса по марже, чтобы оставить те же самые цены. Чиновники хотят поддержать местных производителей? Вводом пошлин точно не поддержишь. Что такое производство одежды? Это не просто поставить фабрику, набить какой-то цех машинками. Здесь должно быть в первую очередь производство материалов. У нас выбор очень ограниченный. Требуется большое химическое производство, которое стоит не одну сотню миллионов долларов. Нужно ли в это вкладываться или нет? А будет ли спрос? Производство фурнитуры, подготовка кадров - здесь тоже огромный провал».
То, что делают сейчас в России, — это самые простые изделия из импортной пряжи: шапки, свитера. Производство, например, пуховиков наладить так и не удалось. Эксперты говорят, что слишком низкая производительность на российских фабриках, все завозное. «Привозим комплектующие и шьем по высоким ценам. Какой смысл? Почему не привезти сразу готовое изделие, которое в результате будет обходиться дешевле?» - считает Ярошенко.
«Российский рынок не способен закрыть потребности людей, поэтому надо заниматься подъемом легкой промышленности, тогда и пошлины не нужны будут такие» — это мнение гендиректора мануфактуры по производству спортивной одежды и обуви Александра Малюгина.
Между тем сообщения о закрытии фабрик появляются едва ли не каждый месяц. Летом производитель из Костромы Orby заявил о намерении подать заявление о банкротстве. Компания занималась производством детской одежды 20 лет, реализуя продукцию через собственную сеть и на маркетплейсах. В 2023 году компания даже возглавляла рейтинг производителей школьной формы. И вдруг такой крах! Вслед за ней продала фабрику компания «Фаберлик». В 2017-м она запустила предприятие по пошиву одежды в Ивановской области - здесь шили футболки, лонгсливы, водолазки, мужское нижнее белье, а также изделия из футера. Теперь ничего этого не будет. Полностью прекратили работу российские бренды одежды Incity и белья Desfero. На пике популярности по всей России они открыли около 450 магазинов. Теперь их нет, прекратились онлайн-продажи, сайты компаний не работают…
В недавно опубликованном анализе промышленного производства от ЦМАКП выпуск одежды отнесен к группе наиболее «пострадавших» за последние годы отраслей вместе с угольной промышленностью, строительством, почтовой связью, производством автомобилей. Вынужденное повышение цен из-за новой таможенной пошлины окончательно отвратит покупателей от российской одежды, и «помощь» правительства окажется медвежьей услугой.
Наталья Владимирова
Фото: LEGION-MEDIA