Ретейлеры теряют миллиарды рублей из-за воровства на автоматических кассах, но продолжают их устанавливать.
По оценкам Российской ассоциации товаропроизводителей и торговли (РАТТ), российские ретейлеры теряют от краж около 1,2% от оборота ежегодно. При общем обороте розничной торговли в 39 трлн рублей это означает потери в 468 млрд рублей в год.
С массовым внедрением касс самообслуживания торговые сети столкнулись с резким ростом краж. Покупатели быстро освоили уязвимости системы и научились обходить контроль, превратив технологическое новшество в источник многомиллиардных потерь для ретейлеров.
Схемы краж на кассах самообслуживания поражают изобретательностью. Самая популярная - замена штрихкодов: покупатели переклеивают маркировку с дешевого товара на дорогой. Например, элитное пиво за 300 рублей «превращается» в бюджетное за 60 рублей. По данным исследования компании ECR Russia, такие манипуляции составляют 34% от всех краж на автоматических кассах.
Другие распространенные методы включают «случайное» непробитие товаров (28% случаев), взвешивание дорогих продуктов как дешевых овощей (19%) и банальное сокрытие товаров в пакетах или одежде (19%).
Потери на автоматических кассах самообслуживания, по мировой статистике, в 3,97 раза выше, чем на обычных. В России эта цифра еще больше - до 5 раз, по данным консалтинговой компании Retail & Loyalty.
Показательный пример - сеть «Пятерочка». После установки 15 тысяч касс самообслуживания в 2022-2023 годах компания зафиксировала рост «неучтенных потерь» на 23%. При этом производительность труда выросла на 15%, что частично компенсирует убытки от краж.
Парадокс ситуации в том, что торговые сети прекрасно осознают масштаб проблемы, но продолжают массово устанавливать кассы самообслуживания. Причина проста - катастрофическая нехватка персонала.
По данным HeadHunter, количество вакансий кассиров в России выросло на 67% за последние два года, при этом отклик соискателей снизился на 34%. Средняя зарплата кассира в Москве составляет 45-50 тысяч рублей, в регионах - 25-30 тысяч. При такой оплате труда найти достаточное количество сотрудников практически невозможно.
«Мы вынуждены выбирать между двумя проблемами: либо длинные очереди и недовольные покупатели, либо кражи на кассах самообслуживания. Второе зло меньше», - откровенно признается директор по развитию одной из федеральных сетей.
Но нельзя сказать, что супермаркеты вовсе махнули рукой на магазинных воришек. «Магнит» тестирует систему распознавания лиц для выявления «проблемных» покупателей. X5 Group экспериментирует с RFID-метками на дорогих товарах. «Лента» установила весовые платформы под кассами самообслуживания - они фиксируют вес всех товаров в корзине и сравнивают с пробитыми позициями.
Однако технологии дороги. Полноценная система видеоаналитики для одного магазина обходится в 2-3 млн рублей, а окупается только через 18-24 месяца. Многие сети предпочитают просто заложить потери от краж в стоимость товаров, фактически заставляя честных покупателей платить за воришек.
Яна Полянская
Фото: LEGION-MEDIA