Новости спорта. За кулисами спорта
6457 | 0

Валентин Алексеев: «Олимпийского мишку не задушишь!»

В Сочи 7 февраля стартовала зимняя Олимпиада. Началась она грандиозной церемонией открытия, которая произвела настолько огромное впечатление, что ее обсуждают до сих пор и сравнивают с шоу Олимпиады-80. Корреспонденту «МН» удалось поговорить с единственным оставшимся в живых режиссером и автором церемонии Олимпиады-80 Валентином Александровичем Алексеевым.

Валентин Алексеев: «Олимпийского мишку не задушишь!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

- Валентин Александрович, расскажите, как вы в те годы оказались среди режиссеров Олимпиады-80 и что входило в ваши задачи?

- Мне было 20 лет, когда я поступил в Военный институт физкультуры им. Ленина в Ленинграде. Среди моих преподавателей оказался Борис Николаевич Петров, великий мэтр советской спортивной режиссуры, который делал церемонии для всех крупных мероприятий в СССР. Когда начинали подготовку к Олимпиаде-80, главным режиссером спортивного блока назначили Петрова, а его заместителем меня. В мои обязанности входили протокол Олимпиады, организация всех делегаций и эстафета Олимпийского огня.

- Наверное, это очень сложно! Ведь нужно сделать так, чтобы огонь не погас?

- Да, именно с этим, кстати, был связан один случай, который никогда не забуду. Наша эстафета проходила через три республики: Молдавию, Украину и Россию. В Харькове я делал встречу и проводы Олимпийского огня. И вот перед Харьковом, представьте, с неба на нас буквально обрушился ливень! А факел несла бегунья, чемпионка Украины, и ливень его загасил. Господи, с бегуньей случилась истерика. Все остановились, я ее утешаю и слышу, как она говорит: «Меня теперь обвинят в диверсии!» А какая тут диверсия, если такой ливень. Но огонь был рядом, он следом за делегацией ехал в машине в банке. Мы его заново зажгли и донесли до Харькова. В другой раз меня самого чуть не обвинили в политической недальновидности. Я добился в Олимпийском комитете увеличения маршрута огня по городу на три километра. Ну чтобы все было красиво, чтобы провести церемонию на 40-тысячном стадионе, чтобы народ все это увидел. И тут меня вызывают в органы: «Ты что это задумал? В делегации иностранцы, они увидят наши секретные заводы!» В общем, спорить я с ними не стал. В результате они такой маршрут сами проложили, что вспоминать стыдно, и церемонию мы проводили на второстепенной городской площади...

- Однако в некоторые споры с представителями власти во время подготовки к Олимпиаде ее организаторы все же иногда вступали?

- Еще бы! Если бы не вступали, не было бы олимпийского Мишки. Некоторые члены Политбюро ведь были категорически против. Предлагали кого угодно - зайца, льва. А когда все же удалось отстоять медведя, то завязался спор. Они нам говорят: «Где это вы видели, чтобы медведь летал?» - это на предложение о том, что на заключительной церемонии Мишка улетит на воздушных шарах. Идею пришлось буквально отбивать! Потом еще убеждать их, что он не упадет где попало. В результате сделали два медведя. Одного запустили на воздушных шарах на генеральной репетиции, а другого - уже на церемонии. Все настолько было выверено, что оба в итоге приземлились в одно и то же место - на площадку на Воробьевых горах. Ну а как это было сделано, до сих пор разглашать запрещено. Зато я могу вам рассказать, как делали «живой» экран с изображением Мишки на церемонии закрытия. Его выполняли 3,5 тысячи человек. У каждого в руках было по 4 двухцветных флажка, и они их меняли синхронно. Тренировались 45 дней по две смены! Потом еще добавили слезу, которая у Мишки течет из глаза. Это был ряд ребят, выполнявших перевороты флажков на белый цвет поочередно. Слезу, кстати, придумали случайно. Жена режиссера Мишки Льва Немчика как-то наблюдала за репетицией и увидела блик. Она и предложила: а если сделать слезу? Эта идея всем понравилась, и ее быстро встроили в сценарий.

- Скажите, а были накладки на Олимпиаде-80?

- Была одна накладка, которая чуть не обернулась мощным казусом. Случилось это на генеральной репетиции Олимпиады. Тогда тучи на небе тоже самолетами разгоняли. Но на этот раз кто-то решил сэкономить, и в генеральную репетицию этого делать не стали. И вот представьте 22 тысячи человек на стадионе. Вдруг хлынул ливень. А одежду для выступления сшили из ткани, по фактуре похожей на бумагу. И вот эта одежда под этим ливнем прямо на глазах начала расползаться. Вы представляете себе: в один миг вся эта толпа народу оказалась по колено в воде и полуголой! Ужас! Мало того, за сутки ведь пришлось сшить новые костюмы...

- А вам приходилось видеть мероприятия небезупречные?

- Конечно. Одним из самых неприглядных мероприятий мне показалось 30-летие Олимпиады-80 в Лужниках. Режиссеры в финале хотели Мишку. Я прописал сценарий так, что к концу представления он прилетает и садится на козырек стадиона, сидит и смотрит. А что сделали они? Во-первых, привезли его на тракторе в ящике, потом долго не могли открыть... Но самое ужасное началось в конце представления, когда я услышал, что рядом заплакал маленький мальчик. Что такое? Посмотрел я вниз со своей трибуны в проход, а там... Рабочие этого Мишку душат! Топят! То есть они его сдувают - им домой надо уходить, - совершенно не понимая, что с трибуны этот кошмар  видят 10 тысяч человек!

- А в вашей работе опыт Олимпиады пригодился вам?

- Конечно! После Олимпиады я режиссировал разные крупные спортивные мероприятия, на которых развил идеи, воплощенные в Олимпиаде. Например, технологию, с помощью которой был исполнен «живой» экран с Мишкой, я по-своему усовершенствовал в 1984 году на VI фестивале советско-германской дружбы в Киеве. Сделал посредством не флажков, а настоящих горящих факелов. Участвовали в этом зрелище 16 тысяч человек и 50 тысяч факелов работали. Это было изображение карты Советского Союза во время Великой Отечественной войны. 1941 год - карта гаснет. 1942-й - загорелась область Сталинграда. Затем огонь стал двигаться по Курской дуге. И в конце - горящий Рейхстаг и слово «Победа» - показал схематично всю войну, получилось очень впечатляюще. Потом все недоумевали, как мне удалось все это сделать с настоящим огнем. А просто! В нужный момент ребята накрывали свои факелы плащ-палатками или касками. Ну а «вазы» вообще стали моим коньком, я делал их очень много. Одна из самых ярких была конической формы со спиральным восхождением, символизирующим стремление человека ввысь. На ней стояли 500 человек и делали троекратный салют из ракетниц.

- А как вам понравилась церемония  открытия зимней Олимпиады в Сочи?

- Ребята, конечно, молодцы. То, что получилось, на мой взгляд, мощно и грандиозно. Прекрасный электронный фон, все по протоколу в соответствии с Олимпийской хартией. Прекрасная музыка Свиридова и Бородина, великолепная хорео­графия. Лично мне не хватило спортивного блока, а его можно было сделать. Но я считаю, что деньги, вложенные в олимпийское шоу, потратили не зря.

Марина Алексеева

Фото ИТАР-ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.