В Китае углубляется интеграция искусственного интеллекта в начальное образование. Хорошо это или плохо, разбирался корреспондент Синьхуа.

- Конфуций, означает ли фраза «Учиться и постоянно повторять изученное, разве это не удовольствие?» то, что мы должны часто повторять пройденный материал?
Вы наверняка удивитесь, уважаемый читатель, но этот вопрос ученик 4-го класса начальной школы «Синьилу» города Циньхуандао, что в провинции Хэбэй на севере Китая, задал виртуальной фигуре на экране. И цифровой Кун Фу-цзы («учитель Кун» - так в Китае уважительно называют Конфуция), облаченный в традиционную одежду, слегка кивнув, ответил:
- Действительно, повторение изученного может способствовать приобретению новых знаний.
Благодаря интеграции виртуальных ассистентов на основе искусственного интеллекта (ИИ) исторические личности теперь могут «оживать» в аудиториях, предлагая учащимся захватывающий и интерактивный опыт обучения. В Китае уверены: глубокая интеграция ИИ в образование приведет к серьезным изменениям в форме обучения и способе организации учебных заведений.
- Будучи персонализированным центром обучения, ИИ предлагает безграничные возможности, - отметил Сюэ Лань, директор колледжа Шварцмана при Университете Цинхуа.
Средняя школа «Хуэйвэнь» города Тяньцзиня (Северный Китай) в 2017 году организовала научно-технический клуб для небольшой группы учащихся, интересующихся ИИ. В 2022 году школа решила популяризировать среди учащихся знания по ИИ и специально разработала курсы по научно-техническим инновациям, посвященные роботам, беспилотным летательным аппаратам и робомастерам, чтобы расширить спектр обучения ИИ.
В настоящее время ИИ уже интегрирован в повседневную учебную программу школы «Хуэйвэнь», выступая в качестве ассистента, который помогает учителям привнести новый опыт в традиционное образование.
Путь развития обучения ИИ в данной школе был схож с другими школами Китая. Учителя повсеместно признают преобразующее влияние ИИ на эффективность работы в классе.
- В рамках цифровой трансформации нашей школы каждый класс теперь оснащен интеллектуальными интерактивными досками и виртуальными помощниками на основе искусственного интеллекта, что позволяет взаимодействовать человеку и машине в режиме реального времени, - рассказал директор начальной школы
«Синьилу» Яо Хайжун. - Это значительно повышает не только эффективность преподавания, но и вовлеченность учащихся в процесс обучения.
В конце 2024 года Министерство образования КНР выпустило руководящий документ, согласно которому Китай будет стремиться достичь полного охвата обучением в области ИИ в начальных и средних школах к 2030 году, что позволит учащимся по всему Китаю овладеть знаниями в области ИИ и практическими навыками. Между тем учителя и родители все еще проявляют некоторую обеспокоенность по поводу использования ИИ в обучении.
- Учебные материалы, созданные с помощью искусственного интеллекта, все еще имеют свои ограничения, - говорит учитель начальной школы «Синьилу» Ни Лили.
По ее словам, презентации, выступления и дополнительные материалы, созданные с помощью ИИ, часто не имеют персонализации и не в полной мере отражают уникальный стиль учителя.
- Кроме того, - добавляет учитель Ни Лили, - изображения и мультимедийный контент, созданные с помощью искусственного интеллекта, иногда не совсем соответствуют приведенным описаниям, что требует ручной корректировки.
Родители также выразили обеспокоенность тем, что чрезмерное использование ИИ может ослабить способность учащихся решать проблемы.
- Когда мой ребенок сталкивается с трудным вопросом, ее первой мыслью является обратиться за ответом к ИИ, вместо того чтобы самой продумать проблему, - поделилась своим мнением с автором этих строк мать ученицы 5-го класса по фамилии Ли.
На только что закончившихся зимних каникулах в стране такие ИИ-ассистенты, как DeepSeek, Doubao и Kimi, стали спасителями для многих учащихся начальных и средних школ, которые не выполнили домашних заданий. В Северном Китае провели анкетный опрос об этом явлении. По итогам собранных 724 действительных анкет, 40 процентов учащихся использовали различные инструменты ИИ при выполнении домашних заданий во время зимних каникул. По мнению респондентов, технологии могут помочь в решении разных учебных задач (31% опрошенных) и облегчить сбор и обработку данных (28%).
В ходе исследования выяснилось, что немало школьников также использует инструменты ИИ для создания PPT, написания эссе на конкурс и даже письма с извинением. Некоторые школы уже рассматривают возможность запуска платформы для выявления «коэффициента применения ИИ» в работах учащихся. Хотя истинная цель этой идеи заключается не в самом выявлении, а в том, чтобы побудить детей сознательно мыслить и изучать способы взаимодействия с ИИ и быть «хозяином» машины. На это обстоятельство обратил внимание ответственный представитель одной из средних школ в Северном Китае, отметив, что пороговое значение «коэффициента применения ИИ» все еще нуждается в углубленном изучении.
Единый стандарт для всех не будет введен, а будут разработаны гибкие стандарты в соответствии с конкретным классом, предметом, содержанием задания и другими реальными условиями.
Эксперты в области образования считают, что при обсуждении вопроса о выполнении домашних заданий с помощью ИИ основное внимание должно быть сосредоточено на том, как научить учащихся рационально использовать ИИ, как внедрять инновации в домашние задания и другие формы учебных заданий, чтобы повысить информационную грамотность подростков и предотвратить «передачу когнитивного мышления на аутсорсинг». Кроме того, обучение этике ИИ для учащихся начальной и средней школы также должно быть усилено, чтобы развить у них способность критически использовать технологии.
А как у нас?
В России для учеников 5-9-х классов издательство «Просвещение» совместно с Альянсом в сфере искусственного интеллекта выпустило первые учебники «Искусственный интеллект» с цифровым приложением. Авторами стали разработчики технологий ИИ из «Сбера», «Яндекса», Т-банка, МТС и «Газпром нефти». Учащиеся смогут работать с российскими нейросетями GigaChat и Kandinsky, чтобы создавать тексты и изображения. Но есть одно «но»: предназначены эти учебники (пока!) для обучения на внеурочных занятиях.
Чжоу Вэнь,
корреспондент агентства «Синьхуа»
На фото: Учащиеся начальной школы «Синьин» города Жичжао (провинция Шаньдун)
с удовольствием управляют запрограммированными роботами
Фото: Синьхуа