Попасть сюда непросто, режимное предприятие. Да и некий страх присутствовал: сложно журналисту погружаться в такие сложные темы. Однако, побывав в демонстрационном зале, понял: все зависит от рассказчика.
Заместитель управляющего делами ЦАГИ Екатерина Ростовцева оказалась человеком, который умеет очень интересно рассказывать о самых сложных технических секретах.
- Екатерина, почему все-таки не музей, а демонстрационный центр? Ведь у вас много по-настоящему музейных экспонатов.
- Дело в том, что музей - это все-таки история и древность, а деятельность Центра направлена на демонстрацию ключевых компетенций и достижений, то есть очень современна. Нам важно продемонстрировать, каким изначально был институт, каким он стал…
Сам центр был создан как научно-технический кабинет при институте еще в 1964 году. Непосредственно на территории Жуковского, то есть в этом помещении, он оказался в 2018 году. И мы стараемся сохранить экспонаты и компетенции, которые у нас есть. Изначально наша деятельность была направлена на профориентацию для детей из школ Жуковского и Москвы. Нам всегда было важно продемонстрировать, что мы - колыбель авиационной науки. У нас ежегодно, начиная с сентября, проводились различные экскурсии для школьников и студентов профильных вузов. Сейчас из-за пандемии кое-что изменилось. Но Жуковский все равно остался наукоградом, жизнь и судьба которого непосредственно связана с авиацией.
В общем, мы хотим здесь показать направления нашего развития и познакомить людей с институтом. Ведь до начала 90-х годов прошлого века ЦАГИ был абсолютно закрыт. Что же касается режимной истории, до сих пор в ходу у нас такая байка: люди, которые приезжали в город, интересовались, как попасть в баню, а не в закрытый город Жуковский. И им отвечали: да вы вот идите, ориентируясь на ЦАГИ, потом свернете направо и, считайте, уже в бане…
- Ваш демонстрационный зал - настоящий кладезь интересных историй…
- Действительно, здесь можно узнать множество любопытных историй. Расскажу одну из них.
В 30-х годах прошлого века директор ЦАГИ Петров устроил для военных специалистов и конструкторов испытания, во время которых они сами должны были летать на созданных ими самолетах. Это были люди отважные, самоотверженные. К тому же исполнительные. Им сказали летать - они летают, хотя многие из них были уже в солидном возрасте и с хроническими заболеваниями. Эту информацию донесли до Сталина, пожаловались: мол, Петров заставляет ученых летать на сконструированных ими самолетах. А ведь убиться же могут! Сталин со свойственной ему иронией ответил: ну и пусть убиваются, сами виноваты будут, пусть плохих судов воздушных не делают...
Андрей Князев.
Фото: РИА Новости/А. Гаранин