Это интересно
4470 | 0

Уральская Венеция

Уральская Венеция

На Урале сохранились каналы, которые почти 300 лет назад построил известный промышленник Никита Демидов, правда, от них уже мало что осталось.

Корреспондент «Мира новостей» вместе с краеведом, действительным членом Российского географического общества Федором Жижилевым исследовал остатки этих сооружений.

КАНАЛЫ СТРОИЛИ… КРЕСТЬЯНЕ

- Никита Демидов строил на Урале металлургические заводы, - рассказывает Федор Жижилев. - Одним их них стал Верхне-Кыштымский. Заводы, где выпускали клейменный соболем металл, славились как «водохлебы». Ни пара, ни электричества тогда не было, и заводские механизмы приводила в движение вода. А откуда взяли воду? До ближайшего озера Увильды - 20 километров.

Лом да лопата - вот и все инструменты, которые требовались приписанным к заводу крестьянам. Из этого озера воду подавали в Кыштымский пруд. Перепад высот составлял более 30 метров, и вода поступала в город самотеком. Здесь, казалось бы, все ясно. Но как строили заводскую плотину? Вес гранитных блоков - до 5 тонн!

Их везли на конных поездах на специальных платформах, каждый камень тащили 25-30 пар лошадей. Но как их грузили на эти самые платформы и как разворачивались на горных и лесных дорогах эти самые поезда?

Все это так же загадочно, как тайна египетских пирамид. (Выходит, что наши крестьяне тоже могли строить такие же сооружения?) А ведь все это было в принципе не так давно. Но время без жалости стирает следы человеческой деятельности.

ПОПОЛЬЗОВАЛИСЬ – И БРОСИЛИ?

Итак, мы ищем в лесу остатки этих каналов. Кажется, нашли. Но что это? Вроде бы ручей, но ручей должен течь, а в этом вода стоит неподвижно. Берега «ручья» то обрывистые, каменистые, то пологие, заболоченные. Водоем неширокий и кое-где пересохший. Федор перепрыгнул на другой берег и черпанул ботинком воду. Куда ж нас занесло?

«Ручей» - это и есть то, что осталось от одного из этих каналов. Когда-то он был довольно глубокий, и кавалеры на лодочках катали по нему местных красавиц, а сейчас через него одним махом перескочить можно. Три века не шутка. Время стирает грани между прошлым и будущим. А кто восстановит? Вопрос пока открытый.

В 70-е годы во время ужасной засухи воду из Увильдов перекачивали в Аргази, а оттуда - в Челябинск. Можно сказать, что демидовская гидросистема спасла миллионный город от жажды. Но кто это оценил? Попользовались - и бросили. Одни каналы высохли, другие, наоборот, заболотились.

- А ведь каналы были глубиной два метра, - говорит Федор Жижилев. - Кстати, смотри внимательно, может быть, удастся найти лопату с инициалами Н.Д. - Никита Демидов...

На что обращаешь внимание? Строили каналы кустарно, но копали их с умом! Пройдя несколько километров на различных участках гидросистемы, мы, например, обнаружили, что в некоторых местах канал делал повороты на 180 градусов. Зачем?

Никаких препятствий в виде каменных глыб на пути не было. Присмотрелись внимательно и обнаружили, что строители огибали небольшие возвышенности, чтобы обеспечить естественный водоток. Соображалка работала!

НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО, КАК КАЖЕТСЯ

В канале, особенно возле населенных пунктов, попадается мусор, пластиковые бутылки например. Но хорошо, что сами каналы местные власти сохранили.

Возле графитового карьера, что находится рядом с селом Тайгинка, при разработке месторождения канал сначала засыпали, а потом вырыли вновь. Именно таким образом обеспечили свободный проход воды, когда строили новые дороги. Так что демидовское наследие как-никак все же сохраняется.

В некоторых местах каналы уже мало похожи на ручьи. Они достаточно широки, чтобы представить, как выглядела уральская Венеция во времена Никиты Демидова.

Сергей Смирнов.

Фото Ф. Жижилева.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.