Это интересно
3011 | 0

Соколы Столыпина служили России

Соколы Столыпина служили России

В середине июля в России произошло знаковое событие. Президент страны подписал закон о создании нового российского движения детей и молодежи.

Символично, что законопроект был внесен в Госдуму 19 мая, в день столетия пионерии, а СМИ нарекли новое движение эволюционным продолжением популярной советской организации.

Тем не менее до революции в России существовали свои молодежные патриотические движения, опыт которых может быть полезен в наши дни.

ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ

Правильное воспитание подростков, популяризация среди них патриотизма и морально-нравственных ценностей - едва ли не главный залог стабильности государства и формирования здорового общества. В катастрофические 1990-е годы Россия смогла выжить во многом благодаря тому, что ее население в подростковые и юношеские годы состояло в пионерии и комсомоле. Полученное социально ориентированное воспитание помогло в буквальном смысле слова сохранить страну.

К сожалению, несколько последних десятилетий работа с молодежью была в плачевном состоянии. Принятый закон, согласно которому в стране создается новое российское движение детей и молодежи, призван исправить ситуацию. Главной целью этой организации станет проведение государственной политики в интересах юных жителей страны, а также участие в их воспитании, самореализации и организации досуга.

Значение этого события нельзя преуменьшать, поскольку история нашей страны наглядно показала, что такие структуры оказывают самое серьезное влияние на становление личности маленького человека. Причем первые подростковые организации патриотической направленности появились у нас не в годы советской власти, как наверняка считает большинство читателей, а еще во времена Российской империи.

РЕЛИГИОЗНЫЙ «МАЯК»

Первой по-настоящему массовой детской организацией в нашей стране стала русская ветвь английского «Христианского союза молодых людей», основанного в 1844 году в Великобритании.

Изначально это было классическое религиозное общество, члены которого собирались вместе для коллективной молитвы. Однако впоследствии участники организации занялись социальным воспитанием молодежи. В Российскую империю ветвь «Христианского союза молодых людей» пришла в начале XX века с удивительно длинным названием «Комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного, умственного и физического развития». Надо сказать, что эти заявленные цели добросовестно реализовывались. Причем, несмотря на то что российская ветвь союза была юридически самостоятельной, она регулярно получала финансирование из Европы и США.

В организацию вошло множество священников всех религиозных течений христианства Российской империи и студентов. Только в Санкт-Петербурге в первые годы XX века насчитывалось 1615 ее членов от 17 до 25 лет. Позднее эта структура получила лаконичное название «Маяк». В ее задачи входило религиозное и нравственное воспитание молодежи. В годы Первой мировой войны организация открыла курсы оказания первой помощи, а также помогала с доставкой писем с фронта. Во время Гражданской войны «Маяк» разделился: одни отделения организации помогали большевикам, а другие - войскам белогвардейцев и Антанты. Просуществовал «Маяк» до 1923 года.

«ПОТЕШНЫЕ ВОЙСКА» НИКОЛАЯ II

Жители нашей страны со школьной скамьи знают, что во время борьбы Петра I против царицы Софьи и ее стрельцов особую роль сыграли так называемые потешные полки, собранные из детских друзей юного царя. Спустя несколько столетий в 1908 году Николай II решил повторить опыт своего предка, организовав новую детскую патриотическую организацию с громким названием «Потешные войска».

Русское гимнастическое общество, 1908 г.

 

Впрочем, потешного в новой структуре было очень мало. Это были подростковые военизированные отряды, участники которых занимались изучением отечественной истории, а также проходили военную подготовку и получали навыки обращения с оружием. Движение получилось массовым. По высочайшему пожеланию оно охватило народные школы по всей стране, там вводились занятия по военной подготовке и гимнастике. В «потешные войс­ка» попадали дети от 10 до 16 лет вне зависимости от сословия. Принимали всех - от дворян и купцов до мещан и крестьян. Руководили отделениями организации отставные военные.

По большому счету занятия «Потешных войск» являлись аналогом того, что позже в советских школах назовут начальной военной подготовкой. Несмотря на большую популярность среди населения страны, «Потешные войска» Николая II активно критиковали либерально настроенные представители интеллигенции и журналисты. Власти видели в этой критике только желание подорвать основы государства и помешать морально-нравственному воспитанию молодежи, поэтому старались не поддаваться на провокации. Свое существование организация, в которую входили десятки тысяч подростков по всей стране, прекратила после революции 1917 года.

СОКОЛЫ ПЕТРА СТОЛЫПИНА

Надо сказать, что в первые годы ХХ века в Российской империи существовал большой социальный запрос на патриотическое воспитание детей и подростков. Это выражалось в появлении различных молодежных организаций военно-нравственной направленности. Кроме «Маяка» и «Потешных войск», о которых уже шла речь, в стране невероятной популярностью пользовался «Союз русского сокольства».

Выступление гимнастов во время военного смотра на Марсовом поле, 1909 г.

 

Изначально так называемое сокольское движение было основано в Чехии в 1862 году Мирославом Тыршем как тайная патриотическая славянская организация, главной целью которой было не дать немцам подавить славянскую культуру среди чехов. Со временем ее отделения появились в Хорватии, Сербии и Турции - они стали настоящим символом сохранения славянской идентичности. В нашу страну сокольство пришло в 1883 году вместе с чехами-иммигрантами. Власти Российской империи не возражали. Чехи познакомили жителей России со своей нравственной и физической системой воспитания и поддержки славянского самосознания, что крайне благотворно легло на славянофильские настроения в обществе.

На основе опыта сокольских организаций в Москве было создано «Русское гимнастическое общество», активными членами которого являлись Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Вскоре подобные сообщества появились во многих крупных городах империи. И тут на это движение обратил самое пристальное внимание премьер-министр П.А. Столыпин, искавший общественную структуру, на которую можно было бы опереться в борьбе с революционерами и продвижении своих государственных реформ. Вскоре высокопоставленный чиновник вместе с сыном лично присоединяется к сокольскому движению. С его благословения все гимнастические общества страны переименованы в «Сокольские общества», и в 1908 году они объединяются в «Союз русского сокольства», куда массово вступают юноши и девушки по всей России. Издаются газеты и журналы «Сокол» и «Вестник русского сокольства». В годы Первой мировой войны многие члены организации ушли добровольцами на фронт. После революции «Союз русского сокольства» в нашей стране был закрыт, однако его отделения сохранились в эмиграции, некоторые из них существуют до сих пор.

Как видите, в нашей стране на самом деле имеется богатый положительный опыт патриотических молодежных движений. И очень хочется надеяться на то, что новая организация не превратится в бюрократическую структуру, а, изучив достижения и ошибки «Маяка», «Потешных войск» и «Союза русского сокольства», сможет организовать, вдохновить, повести за собой лучшую часть нашей молодежи. И ее воспитанники станут надежной опорой России. Именно их стараниями наша страна будет расти и процветать!

Дмитрий Соколов.

Фото: WIKIPEDIA,

С. Ведяшкин/АГН «Москва»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.