Западные страны считаются передовыми в сфере всяких-разных технологий. А мы - в роли отстающих.

Но оказывается, эта роль нам навязана. На самом деле многое из того, чем человечество привычно пользуется уже много лет, было изобретено русскими и советскими учеными.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ
Илон Маск, продвигая в широкие массы свой Tesla, стал, пожалуй, главным популяризатором экотранспорта в мире. Но знает ли американский магнат, что электромобиль как таковой был изобретен русскими учеными, а в СССР производство таких машин было поставлено на поток? И хотя поток этот периодически «пересыхал», первенство в сфере электрического машиностроения все равно остается за нашей страной.
Так, еще при царе русский военный инженер Павел Яблочков получил патент на электродвигатель для самоходного экипажа, а изобретатель Владимир Чиколев придумал контроллер для регулирования скорости. На основе всего этого еще один выдающийся инженер Ипполит Романов спроектировал аж четыре типа электромобилей: двухместный, четырехместный, а также электробусы на 17 и 24 места. От проектов на бумаге Романов быстро перешел к воплощению своих идей в реальность. Уже в 1899 году двухместный кэб и 17-местный омнибус своим ходом выехали из мастерских. У кэба были ведущие передние колеса, под днищем располагалась силовая установка, а энергия передавалась от двух электродвигателей. Скорость регулировалась реостатом-контроллером и достигала 38 км/час.
Электроавтобус ездил в три раза медленнее, зато заряда аккумулятора у него хватало аж на четверо суток работы, что считается прекрасным показателем даже по нынешним временам.
И кэб, и автобус произвели фурор, чиновники выдали разрешение на массовое производство. Но не выделили на это никакого финансирования. Романов попытался привлечь деньги через создание акционерного общества. Однако из этого ничего не вышло. И передовой проект заглох. Про него вспомнили уже в СССР в период индустриализации. И в 1935 году в лаборатории электрической тяги Московского энергетического института (МЭИ) на базе грузового ЗИС-5 собрали экспериментальную модель электромобиля ЛЭТ. Его грузоподъемность была 1800 кг. Неплохо! Но максимальная скорость составляла всего 24 км/ч, а заряда хватало максимум на 40 км. Поэтому ЛЭТ так и не был запущен в производство. А единственный экземпляр эксплуатировался потом лишь в качестве мусоровоза.
К работе над созданием электромобилей советские ученые вернулись после войны. В 1948 году инженеры автомобильного и автомоторного НИИ выпустили два опытных образца фургонов с электродвигателями - НАМИ-750 и НАМИ-751. Эти машины тоже оказались тихоходными - развивали скорость всего 22 км/ч, но зато могли проехать без подзарядки уже 70 км. А заряжать их можно было от обыкновенной розетки! Поэтому электромобили стали выпускать серийно на заводе во Львове. Использовались они для перевозки почты в Москве и Ленинграде. Однако более широкого распространения не получили. Все-таки характеристики были еще далеки от идеальных...
Улучшить эти характеристики решились потом только в 1970-е годы. Две научно-технические организации - ВНИИЭМ (Москва) и ВНИИЭТ (Калининград) - общими усилиями создали электромобиль ЭМО-2. Каркас его был выполнен из легкого профиля, а панели - из стеклопластика. Он мог довольно резво пробежать на одном заряде до 100 км. Но массово выпускать его не стали из-за того, что он был как бы сам по себе. И наладить производство электромобиля на базе уже имевшихся бензиновых моделей было сложно.
Это учли в 1974-м на Ульяновском автозаводе и выпустили электромобиль У-131 на базе всем знакомой «буханки». В 1976 году подтянулся ВАЗ, наладивший выпуск фургонов с электродвигателем на базе своей модели 2102, а также завод в Елгаве (Латвийская ССР), который стал штамповать электрические микроавтобусы РАФ. Последние, кстати, использовались на Олимпиаде-80 для перевозки судей по спортивной ходьбе и марафонскому бегу.
После развала СССР развалилось и производство электромобилей. Лишь АЗЛК в 1990-х изготавливал в небольшом количестве электрические «москвичи». Но потом этот завод закрылся. А возродился недавно - в 2022-м. И уже выпустил электрический «москвич-3е», которому, впрочем, нелегко будет догнать по объемам продаж своих собратьев от Tesla и других иностранных автопроизводителей. Но зато мы все-таки были первыми по электромобилям! Как тебе такое, Илон Маск?
ИНТЕРНЕТ
Идея некой всеобщей информационной паутины еще в 1959 году осенила советского ученого Анатолия Китова. Он был пионером информатики и кибернетики в нашей стране. В 1954-м учредил и возглавил вычислительный центр при Минобороны СССР. В 1958-м вместе с командой своего центра создал ЭВМ, аналогов которой в мире не было. А в 1959-м предложил создать единую информационную систему по автоматизации процессов обслуживания военной и сельскохозяйственной техники. Китов выступил с докладом на эту тему перед специальной комиссией. И в докладе этом, по сути, содержалась идея некой всеобщей сети - прообраза современного интернета. Один из генералов Минобороны, входивший в состав комиссии, задал вопрос: «Можно ли будет, сидя в Калининграде, узнать о состоянии дел с военной техникой во Владивостоке?» Получив утвердительный ответ, он наложил на доклад Китова гриф «совершенно секретно». Остальные члены комиссии тут же принялись идею ученого критиковать. Более того, вскоре его исключили из КПСС, а материалы про информационную сеть отправили в архив.
Но каким-то образом фотокопии этих материалов попали в США. В 1962 году американский ученый Джозеф Ликлайдер опубликовал научный труд Galactic Network, практически повторивший доклад Китова и ставший основой для создания Всемирной паутины. Ликлайдер стал считаться родоначальником идеи, которую потом детально проработала огромная команда ученых. В итоге была создана ARPANET - прародитель интернета. Теперь именно американцы распоряжаются всеми глобальными сетями. Они спокойно отключают нас от банковской системы SWIFT, могут блокировать любые наши информационные каналы, а то и вовсе отключить от интернета, который, получается, изобретен нашим кибергением.
Павел Николаев.
Фото: LEGION-MEDIA, WIKIPEDIA,
социальные сети