Это интересно
4158 | 0

Польская пассия российских императоров

Польская пассия российских императоров
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Вокруг будущей премьеры киноленты «Матильда» Алексея Учителя не перестают кипеть страсти. 

Начавшись с депутата Госдумы Натальи Поклонской и докатившись до президента Владимира Путина, скандал вызвал бурный интерес к личности знаменитой балерины Матильды Кшесинской и ее отношениям с членами императорской семьи. Подлинную историю Матильды рассказала «Миру Новостей» историк балета, директор фонда «Академик» Наталья Куцевич.

- Наталья Станиславовна, кем на самом деле была Матильда Кшесинская - выдающейся балериной, любовницей цесаревича или удачливой интриганкой?

- Эта родовитая польская пани первое время сама не понимала той удачи, которая как снег на голову свалилась на нее на выпускном вечере императорского хореографического училища.

Самое удивительное, что первой к Александру III подвели совсем другую выпускницу училища, представив ее как будущую звезду Мариинского театра. Однако тот резко возразил, указав на Кшесинскую.

Не терпящим возражения тоном он заявил, что сцена Мариинского театра будет принадлежать этой обаятельной девушке и больше никому. Сложно сказать, оказались ли слова императора пророческими или придворные восприняли их как указание к действию, но именно Матильда Феликсовна в скором времени действительно стала полноправной примой и хозяйкой не только сцены Мариинского театра, но и сердец мужской половины императорского дома Романовых.

С кем-то ее связывали исключительно платонические отношения, с другими - более глубокая связь.

Да и как могло быть иначе, ведь ее истинно женское обаяние при достаточно средней внешности не имело границ. После ее гастролей в Баку поезд балерины оказался усыпан букетами цветов, шампанским, драгоценностями, икрой, корзинами с фруктами. Толпа восторженных поклонников не позволяла пройти ей в купе, куда Матильду Феликсовну занесли на руках.

- Она была выдающейся балериной или адресованные ей восторги можно списать на влиятельных любовников и покровителей?

- Было бы лукавством сказать, что Кшесинская являлась уникальной балериной. Тем не менее отрицать ее способности также не стоит.

Матильда Феликсовна отличалась стальной техникой, открытой жеманной драматической харизмой, а в свой танец всегда привносила праздник, искрящееся женское обаяние и лучистую улыбку. Причем, по ее собственным словам, лучше всего в жизни она умела вовсе не танцевать, а именно улыбаться.

В театре она делала абсолютно все, что пожелает, не позволяя никому пренебрегать ее капризами. Любое слово или пожелание балерины тут же становились неписаным законом Мариинского театра.

Директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский и главный балетмейстер Мариус Иванович Петипа были вынуждены подстраиваться под Кшесинскую. Ведь именно Матильда Феликсовна обеспечивала театру субсидии царского дома.

Романовы боготворили эту балерину. Говорят, после смерти великого князя Дмитрия Михайловича, репрессированного красными, на его груди нашли медальон с локонами Кшесинской и подписью «Маля».

- Как складывались ее отношения с другими великими артистами русского балета?

- Сложно! Кшесинская не терпела рядом никого, кто мог бы покуситься на ее место примы-балерины Мариинского театра. Сергею Дягилеву она не простила, что он вовсе не ее видел звездой «Русских сезонов» в Париже, а Вацлава Нижинского.

Месть Нижинскому оказалась необычайно коварной и изысканной. Однажды Вацлав должен был танцевать с Тамарой Карсавиной в балете «Жизель». Новая редакция костюма по эскизу Бенуа не предполагала пышных шортиков, а лишь трико в обтяжку.

Подобная вольность будто бы страшно оскорбила императрицу Марию Федоровну. Да так сильно, что великие князья незамедлительно поспешили за кулисы произвести «ревизию Нижинского». На самом деле императрица отнеслась к этой истории более чем спокойно, тогда как всесильная Кшесинская сполна отыгралась на Нижинском за то, что он отказался танцевать с ней в «Русских сезонах» у Дягилева.

Глубоко задетый танцор в тот же день написал просьбу об отставке из Мариинского театра, которая была удовлетворена.

Сегодня одним из самых узнаваемых образов мирового балета считается «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. Но если в эмиграции в Великобритании обе бывшие балерины Мариинского театра нежно дружили, регулярно обмениваясь подарками в виде драгоценностей с бриллиантами, когда-то подаренными мужьями и поклонниками, то в Санкт-Петербурге они, признавая достоинства друг друга, были соперницами.

При этом судьба, как и личная жизнь Анны Павловой, заслуживает не меньшего внимания, чем биография Матильды Кшесинской. В советской энциклопедии «Балет» сообщается, что Анна Павлова была дочерью солдата Матвея Павлова. На самом деле давно установлено, что балерина приходилась внебрачной дочерью банкира Лазаря Полякова.

Супруг балерины Виктор Дандре растратил на нее крупную сумму казенных денег, за что попал под следствие. Однако преданная женщина не бросила своего возлюбленного, решив своим танцем заработать растраченные деньги и купить мужу свободу.

Анна Павлова танцевала везде, где только были готовы платить, не гнушаясь ни сценой мюзик-холла, ни провинциальными подмостками. Необходимая сумма была собрана, любимый супруг освобожден.

К сожалению, прожила Анна Павлова недолго, скончавшись в возрасте пятидесяти лет от запущенной формы простуды. Последними словами легенды русского балета были: «Приготовьте мой костюм лебедя».

- Как сложилась жизнь Кшесинской после революции?

- Как и многие другие выдающиеся артисты, она отправилась в эмиграцию. К этому моменту Матильда Феликсовна являлась женой великого князя Андрея Владимировича Красинского, внука Александра II. У пары родился сын. Но в отличие от Павловой, которую Запад буквально боготворил, славу Кшесинской Европа просто приняла на веру.

По собственному признанию Матильды Феликсовны, она имела успех за рубежом, но очень далекий от того слепящего блеска славы, которая сопровождала ее на сцене Мариинского театра.

В эмиграции она заботилась о бездомных животных даже тогда, когда у нее самой встал вопрос о хлебе насущном. Матильда Феликсовна не побоялась сменить амплуа балетной звезды на скромную карьеру преподавателя. Открыла студию танца, удивив современников педагогическими способностями.

Вместе супруги прожили долгую жизнь, Андрей Владимирович умер в Париже в возрасте 77 лет, а Матильда Феликсовна всего год не дожила до своего столетнего юбилея.

РОМАН С НИКОЛАЕМ II: КРАСНАЯ ШАПОЧКА И ВОЛК

Вот как описывала сама Кшесинская их первое свидание: «Я сидела дома вечером с повязкой на больном глазу, а сестра куда-то ушла, никого не было дома.

В передней вдруг раздался звонок, и я слышала, как горничная пошла отворять дверь. Она доложила, что пришел гусар Волков, и я велела провести его в гостиную. Одна дверь из гостиной вела в переднюю, а другая в зал - и через эту дверь вошел не гусар Волков, а... Наследник.

Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить. Я никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания».

После этой встречи цесаревич часто бывал у нее по вечерам. Разумеется, в дневниках балерины нет подробностей их поздних свиданий. Хотя одна запись ярко говорит о нежной игривости их отношений: «В один из вечеров Наследник вздумал исполнить мой танец Красной Шапочки в «Спящей красавице». Он вооружился какой-то корзинкой, нацепил себе на голову платочек и в полутемном нашем зале изображал и Красную Шапочку и Волка».

Глубина взаимного доверия Матильды и Николая II просто поражает: «В один из вечеров, когда Наследник засиделся у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать.

Впоследствии мы не раз говорили о неизбежности его брака и о неизбежности нашей разлуки. Часто Наследник привозил с собой свои дневники, которые он вел изо дня в день, и читал мне те места, где он писал о своих переживаниях, о своих чувствах ко мне, о тех, которые он питает к принцессе Алисе.

Мною он был очень увлечен, ему нравилась обстановка наших встреч, и меня он безусловно горячо любил. Вначале он относился к принцессе как-то безразлично, к помолвке и к браку - как к неизбежной необходимости. Но он от меня не скрыл затем, что из всех тех, кого ему прочили в невесты, он ее считал наиболее подходящей и что к ней его влекло все больше и больше...»

Материал подготовил

Дмитрий Соколов.

PICSSR.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.