«Москва - порт пяти морей» - считается, что эту знаменитую фразу первым произнес И.В. Сталин на открытии знаменитого Канала имени Москвы, соединившего Москву-реку с Волгой.
В этом году исполнилось ровно 90 лет с начала проектирования канала, ставшего одной из самых известных сталинских строек века. Причем в наши дни известно лишь о его судоходной роли, в то время как канал выполнял еще одну стратегически важную роль - водопровода столицы.
НАПОИТЬ МОСКВУ
Проектирование канала Москва - Волга началось 1 июня 1932 года, а решение о его строительстве было принято годом ранее на пленуме ЦК ВКП(б). Официальным поводом для начала стройки века стал доклад Л.М. Кагановича, в котором чиновник с прискорбием отметил острую нехватку в столице СССР питьевой воды.
В качестве решения проблемы Лазарь Моисеевич предложил создать прямую судоходную трассу из Москвы в Волгу, которая одновременно выполняла бы роль естественного водопровода. В своем докладе Л.М. Каганович подчеркивал: «…ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».
Проблема с питьевой водой в Москве действительно стояла очень остро. В начале ХХ века каждый горожанин потреблял около 65 литров питьевой и хозяйственной воды, тогда как реальная потребность превышала 600 литров на человека. Дошло до того, что к началу 1930-х годов власти всерьез опасались, как бы столичные жители не выпили Москву-реку целиком. В те годы, по подсчетам ученых, городу для нормальной жизни требовалось 650 тысяч кубометров воды в сутки, которых не было. В то же время создание канала Москва - Волга предоставляло столице дополнительно 1 250 000 кубометров воды в сутки. Одновременно можно было решить и транспортный вопрос. Дело в том, что до постройки канала речные суда из Москвы попадали в Волгу по длинному маршруту через Оку. После окончания строительства канала в 1936 году водный путь, соединявший Москву и Ленинград, стал короче на 1100 километров. Существенно возрос пассажиро- и грузопоток.
НКВД: ПРОРАБ С НАГАНОМ
Учитывая стратегически важное значение постройки Канала имени Москвы, курировать его сооружение было поручено всесильному Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) под руководством Генерального комиссара государственной безопасности Г.Г. Ягоды.
Непосредственно начальником строительства был назначен старший майор госбезопасности Л.И. Коган. Одновременно было создано специальное управление Москаналстрой, главным инженером которого выступил глава кафедры гидротехнических сооружений Московского института инженеров транспорта профессор А.И. Фидман. В свою очередь, главным инженером самого Канала имени Москвы власти назначили С.Я. Жука, прекрасно зарекомендовавшего себя на постройке Беломорско-Балтийского канала.
Вскоре инженеры предложили несколько возможных маршрутов строительства канала: Шишинский, Старицкий и Дмитровский. Дебаты разгорелись жаркие. Победили экономия и рациональный подход к делу. Как самый экономичный был выбран Дмитровский маршрут. Деньги в Советском Союзе считать умели.
КОПАТЬ, КОПАТЬ И ЕЩЕ РАЗ КОПАТЬ!
Сегодня многие жители столичного региона в выходные дни с удовольствием отправляются в путешествие по Каналу имени Москвы на комфортабельных речных теплоходах до Углича, Твери, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга или Соловков. Все речные круизы начинаются с прохождения теплохода по руслу Канала имени Москвы до Дубны, чьи берега отмечены живописными видами леса средней полосы России.
Тем не менее редкий турист знает, какие грандиозные и невероятно сложные инженерно-строительные работы были проведены в 1930-е годы для возведения этого уникального во всех отношениях гидротехнического сооружения. Начинается канал в Иваньковском водохранилище, также именуемом Московским морем, у плотины ГЭС в нескольких километрах выше устья реки Дубны при впадении ее в Волгу. Сложно себе представить, но каждую секунду из водохранилища, расположенного значительно выше уровня Москвы-реки, в столицу поступает более 100 кубометров воды. От Иваньковского водохранилища до железнодорожной станции Икша канал поднимается на 38 метров. На этом ответственном участке расположено пять шлюзов, бесперебойную работу которых обеспечивает мощная насосная станция. Дополнительно два шлюза находятся на южном склоне канала. При его постройке было возведено более 200 основных и порядка 40 вспомогательных сооружений.
Масштабы работ впечатляют: 11 шлюзов, 3 железобетонные плотины, 14 земляных плотин и дамб, 5 насосных станций, 15 гидроэлектростанций, 19 железнодорожных и шоссейных мостов, 2 тоннеля и 2 путепровода, Северный речной вокзал, 14 паромных переправ, 12 пристаней и остановочных пунктов, маяк, водопроводная и очистительная насосные станции, водоспуски и водосбросы. Причем каждое из этих сложнейших технических сооружений строилось с применением новейших передовых технологий того времени. Но больше всего поражают воображение объемы земляных работ, составившие 151,4 миллиона кубометров. В месяц выемка грунта достигала 8,4 миллиона кубометров, а укладка бетона и железобетона - 3 миллионов 110 кубометров. На создание канала было выделено 35 тысяч тонн металлических конструкций, 2 миллиона 350 тысяч кубометров леса, около 1 миллиона тонн цемента, 7 миллионов кубометров камня и гравия, а также 110 миллионов штук кирпича.
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ СТРОЙКА
В годы перестройки ряд СМИ распространил версию, что Канал имени Москвы копали чуть ли не вручную. Это не так.
Согласно официальным данным, на стройке этого сложнейшего технического объекта работал 171 экскаватор, являвшийся технической новинкой для тех лет. Кроме того, было привлечено 1600 грузовиков, 275 тракторов, 240 бетономешалок и 150 паровозов. При этом с гордостью можно отметить, что сооружение Канала имени Москвы оказалось первым столь грандиозным проектом, на котором использовались техника и оборудование исключительно советского производства. Мало того, впервые в мире были использованы ленточные транспортеры для подачи бетона от заводов по их производству непосредственно к бетонируемым шлюзам.
Правда, непосредственно для производства работ власти действительно использовали труд заключенных. В этом отношении перестроечная пресса была права. В сентябре 1932 года был организован Дмитровлаг, просуществовавший все пять лет строительства канала. Всего на объекте постоянно трудились 196 тысяч человек, из которых 23 тысячи погибли. В то же время с финансовой точки зрения на сооружение канала была израсходована просто фантастическая сумма в размере около 2 миллиардов рублей в ценах 1937 года.
Весь мир был поражен рекордно короткими сроками, в которые было возведено это уникальное с технической точки зрения сооружение. На все работы ушло всего 4 года 8 месяцев. 17 апреля 1937 года канал наполнили водой, а 1 мая 1937 года по нему пошли первые пароходы. Вот какой интересный факт: если на постройку Панамского канала протяженностью 81 километр было потрачено 30 лет, то создание 128 километров канала имени Москвы заняло менее пяти лет! Значение сооружения данного объекта сложно переоценить. Построенный более 80 лет назад Канал имени Москвы практически без капитального ремонта до наших дней обеспечивает столицу водой и является главной судоходной артерией из Москвы-реки в Волгу.
Подготовил
Дмитрий Соколов.
Фото: ALEXXX1979/WIKIPEDIA