Московская площадь Санкт-Петербурга. На ней настоящий ледяной город переливается всеми огнями. Чудеса? Всероссийский фестиваль Дедов Морозов!
- Чудеса - то, как мы этот ледяной город строили, - делится с «Миром Новостей» автор и руководитель проекта «Этнографический парк «Россия - зимние узоры» Екатерина Васильева. - Сто пятьдесят тонн чистейшего природного льда из деревни Саунино Каргопольского района Архангельской области огромными глыбами везли на рефрижераторах. С сопровождением, с кучей разрешений - нынче большегрузным машинам в города просто так въезжать нельзя.
Потом возводили в специально построенном шатре-холодильнике...
Штука в том, что если наморозить лед на месте, то будет мутным. Так что все ради этой вот хрустальной прозрачности. Зато в итоге город-лед, а точнее парк ледовых скульптур «Ледяная сказка» на площади 500 кв. м, в создании которого, кстати, приняли участие десять скульпторов из разных городов России, вышел на славу.
Вот дяденька оделся, словно на маскарад, - белая рубаха, белые штаны, красный плащ и колпак. Видно, конкуренцию Деду Морозу решил составить.
- Угадали, - смеется Екатерина. - Это и есть один из Дедов Морозов – Паккайне из Карелии. На самом деле он даже не Мороз, а Морозец.
Вот и дети, как и вы, не сразу воспринимают его всерьез - бороды-то нет! Но зато потом... Всеобщий любимец!
Фестиваль Дедов Морозов в Санкт-Петербурге проходит с 23 декабря по 8 января. И каждому волшебному гостю со своими этническими корнями отводится один из дней.
Вот кто-то как раз появился на импровизированной сцене посреди площади... Такого Деда Мороза я точно никогда не видела!
Халат длинный, отороченный мехом, но не красный, а темно-синий. Борода белая, но длиннющая и заплетена в две косы. А шапка на голове высоченная, похожая на два сплетенных огромных рога. Даже жутковато!
- А так и должно быть! - объясняет режиссер этого представления Владимир Веселкин. – Ведь это Чысхаан - один из самых суровых Дедов Морозов нашей страны.
Якутский Дед Мороз, властелин холода. Сегодня Чысхаан воспринимается на его родине как свой аутентичный Дед Мороз, хотя прообраз его восходит к языческому богу, которого почитали на Севере.
Интересны истории и других Дедов Морозов. Например, Кыш Бабай, татарский Дед Мороз, прототип которого герой древних тюркских мифов, живущий в сказочном лесу. Его свита - мифические существа из лесов и рек, халат не красный, как у нашего Деда Мороза, а зеленый. А вместо внучки Снегурочки ему помогает дочка - ледяная дева Кар Казы.
Российские Деды Морозы хоть и похожи в главном, но все-таки разные, словно снежинки, среди которых двух одинаковых не найдешь.
- Работая с этой темой, мы каждый раз оказываемся на очень тонкой грани, - рассуждает режиссер Владимир Веселкин. – Причем не только между сказкой и религией, но даже между добром и злом. Возьмите нашего российского Деда Мороза. С одной стороны, всем известно, что его прототип - православный святой Николай Чудотворец.
С другой - языческий бог холода, причем довольно суровый: вспомните сказку про Морозко. Раздумывая о многообразии Дедов Морозов в нашей большой России, я вдруг со стыдом поняла, что большинство вижу впервые. В отличие от американского Санта-Клауса, норвежского Юлениссе и финского Йоулупукки.
- И мы как раз подумали о том же! - соглашается Екатерина Васильева. - Ведь почему вообще возникла идея Всероссийского фестиваля Дедов Морозов? Потому что европейских дедов знают чуть ли не все, а наших... В этом году у нас в гостях всего восемь волшебников из разных регионов России, а на самом деле их намного больше.
Марина Алексеева
Фото из архива Е. Вавсильевой.