Это интересно
1933 | 0

Индустриализация - дорога к победе

Наша страна прошла немало испытаний, и в самые сложные моменты ее истории совершенно особую, решающую роль всегда играли ее военная экономика, способность быстро и эффективно реагировать на возникающие угрозы с точки зрения производства вооружений и организации тыла.

Индустриализация - дорога к победе
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сегодня, когда Россия переживает один из самых трагических моментов XXI века, очень полезно вспомнить, как это было. Чтобы воспользоваться опытом предков и избежать возможных ошибок.

ОКНО В ЕВРОПУ

Начав Северную войну, Петр I считал, что возвращает «дедины и отчины» - земли дедов и отцов. Ижорские земли и Водская пятина принадлежали Новгородской республике. Россия имела выход к Балтии, который отняла Швеция. Русское население на них с 89% сократилось до 26%, поэтому мы, как говорится, возвращали свое. Поражение в 1700 г. под Нарвой убедило царя в необходимости создания военной экономики, России пришлось даже переливать церковные колокола в пушки.

Петр, воюя почти все годы царствования, огромные деньги отдавал на армию и флот, к концу правления тратил на них 4/5 бюджета. Именно благодаря выигранной Северной войне и созданной военной мощи Петр объявил себя императором, а Европа была вынуждена это принять. Царские мытари изощрялись в придумывании налогов, беря мзду от права на ношение бороды до положения в дубовый гроб. Доходы казны при Петре выросли втрое, подушная подать - «лишь» вполовину, но и этого хватило, чтобы население сократилось почти на четверть.

Огромную армию следовало вооружать, а это пушки, ружья, ядра, пули - нужен металл. На Урале промышленник Демидов создал собственную металлургическую империю, и в 1722 г. Петр для наведения государственного порядка направил туда руководителя Литейного двора Георга де Геннина. Тот, покончив с заводской анархией хозяев, превратил их заводы практически в государево дело. Введя логистику и маркетинг, догнал Европу по производительности труда, завалив ее дешевой сталью, чугуном, медью. В его честность поверил частный бизнес и в дополнение к 9 казенным заводам построил еще 19 частных.

Благодаря петровскому заделу Россия столетие вела победоносные войны. Канцлер Екатерины II Александр Безбородко говорил: «Без нашего на то дозволения ни одна пушка в Европе не выстрелит».

МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Гражданская война только началась, но Яков Свердлов 6 ноября 1918 года уезжавшему Бела Куну пообещал первый съезд Коминтерна провести в Будапеште. Восстания в Венгрии, Словакии, Германии подавили, экспорт революции завершился в 1920-м разгромом Красной армии на Висле. Стало очевидно: советизация Европы невозможна без мощной и современной армии.

В 1928 г. Сталин, объявив о начале «большого перелома», завязал с НЭПом, торговлю заменили распределением.

О победах первых пятилеток хорошо известно, а вот о том, как они достигались и с чьей помощью, знают немногие. Для грядущей «войны моторов» требовались не просто индустриализация, а перевод экономики на военные рельсы. Деньги на эти цели вынимали из народного кармана, экспроприации нэпманов и кулаков, распродажи музейных и церковных ценностей, экспорта продовольствия. В 1930-м Сталин пишет Молотову: «Нужно бешено форсировать экспорт хлеба. Иначе рискуем остаться без новых металлургических и машиностроительных заводов». Так или иначе, но советский ВПК к началу войны произвел более 20 000 самолетов и танков - куда больше, чем имелось в арсеналах всех стран, вместе взятых.

АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД

А теперь о том, кто, собственно, и провел советскую индустриализацию. Главную роль здесь сыграли сотни американских фирм, оказавшись в тисках Великой депрессии. Архитектор Альберт Кан разработал технологию типового возведения промышленных объектов - заводы складывали как мозаику и начиняли оборудованием под производство конкретной продукции. В 1929 г. «Амторг» за 40 млн долларов подписал с ним контракт на возведение Сталинградского тракторного завода. Осуществил это Кан гениально: собрал комбинат в США, размонтировал для перевозки его в СССР и собрал вновь на Волге. Под руководством Кана заводы, построенные в Харькове и Челябинске, тоже превратились в танкограды.

Огромен его вклад в металлургию, включая ее флагмана «Магнитку», возведенную у горы с 275 млн тонн руды, содержащей 60% железа, по образцу завода в городе Гэри фирмы Arthur McKee, но значительно расширенного. Американцы привлекли германскую AEG и английскую Traylor. Гигантский комбинат, давший первый металл летом 1934 г., создавали более 800 иностранных специалистов. В войну «Магнитка» одела в броню половину наших танков, дала сталь для трети снарядов. В целом Кан спроектировал 521 объект общей стоимостью 220 млрд нынешних долларов.

Проект ДнепроГЭСа разработал Иван Александров. Столь гигантских плотин в Европе не было, поэтому главным консультантом стал американец Хью Купер, шестеро из привезенной им команды специалистов стали орденоносцами. Сердце станции - гидрогенераторы, давшие ток 1 мая 1932 года, - изготовила General Eleсtriс.

В 1942 г. Сталин, встречаясь с американским послом Гарриманом, признал, что 1500 объектов СССР были построены по проектам или с помощью США…

Сергей Самарин.

Фото: РИА «НОВОСТИ»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.