Это интересно
2525 | 0

Фальшивые шедевры

Фальшивые шедевры
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По разным оценкам, до 30% международного рынка произведений искусства - это фальсификат.

Мошенники, специализирующиеся на подделке раритетных вещей, могут убедить в подлинности товара не только частных покупателей, но и знаменитые музеи мира с их лучшими экспертами-искусствоведами.

Под древней статуей современная арматура

Пограничники лондонского аэропорта Хитроу, раскрыв прилетевшие из Бахрейна два больших чемодана, всплеснули руками: они были набиты древними артефактами.

В чемоданах находились бережно упакованные глиняные плитки с клинописью, амулеты, маски и другие предметы, относящиеся к периоду правления ассирийского короля Адад-нирари.

Контрабанду направили на экспертизу в ближневосточный отдел Британского музея. Обнаружилось, что конфискованные предметы - наглая подделка: глиняные таблички обжигались в современной печи, а не на солнце, как оригинальные, а письмена были бессмысленным набором знаков и символов. Однако на черном рынке эти фейковые сувениры вполне можно было продать по цене настоящих.

Куратор Британского музея Джон Симпсон предупредил об усилении действий мошенников, которые пытаются заработать на интересе людей к приобретению предметов старины, особенно тех, что выдаются за артефакты древних цивилизаций.

Жулики больше не утруждают себя черными раскопками, а оптом заказывают товар у изготовителей подделок. Покупатель никогда не будет разбивать дорогую статую из Древнего Рима, чтобы обнаружить внутри нее современную металлическую арматуру, изготовленную в Китае.

Труп за 35 миллионов фунтов

Между Пакистаном, Афганистаном и Ираном возник острый дипломатический спор: какой стране должна принадлежать мумия персидской принцессы, найденная во время рейда пакистанской полиции в доме подпольного торговца древностями.

Хозяин мумии договорился продать ее частному покупателю за 35 миллионов фунтов. Иран требовал отдать ему принцессу, так как она якобы была найдена после землетрясения на границе с Пакистаном.

Однако артефакт был выставлен в Национальном музее Пакистана, и только тогда археологи выяснили, что саркофаг мумии современной работы, да и ни одно из древних племен этого региона не мумифицировало своих покойников. Далее оказалось, что мумия была останками 21-летней современной женщины, ставшей жертвой убийства. Пакистанский антиквар и вся его семья отправились в тюрьму.

Древние манускрипты оказались подделкой

В 1933 году знаменитый Метрополитен-музей в Нью-Йорке выставил скульптуры трех воинов цивилизации этрусков, их продавец уверял, что они сделаны в V веке до нашей эры.

Итальянские археологи предупреждали, что скульптуры могут быть подделкой, но кураторы музея слишком торопились приобрести ценные экспонаты по сходной цене. И только в 1960-м музей признал, что стал жертвой мошенников. Торговец скульптурами входил в банду, специализировавшуюся на копировании скульптур по фотографиям оригиналов из других музеев. Их товары до сих пор могут находиться в экспозициях даже известных музеев.

Одна из самых сложных и впечатляющих современных жульнических операций была провернута с Музеем Библии в Вашингтоне. Разбирательство этой аферы продолжается и сегодня. Все представленные в нем 16 фрагментов свитков Мертвого моря - древнейшей копии Ветхого Завета - оказались новоделом.

Американские аферисты неплохо зарабатывают на дарении музеям произведений искусства и древних артефактов. Это позволяет им получить налоговый вычет, равный рыночной цене подарка. Так от американского предпринимателя Стива Грина Музею Библии поступили поддельные свитки Мертвого моря. Он должен был получить снижение налога на 16 миллионов долларов, если учесть, что только один оригинальный их фрагмент стоит более миллиона. Грин уверяет, что потратил несколько миллионов долларов на покупку 16 фрагментов свитков Мертвого моря. Он их якобы вывез из Национального музея Ирака в октябре 2017 года. Но после исчерпывающего исследования рукописей стало ясно: ни один из приобретенных фрагментов свитков Мертвого моря не является подлинным.

Правительство США вряд ли сможет вернуть налоговые вычеты, ведь Грину, похоже, удалось доказать, что он тоже жертва обмана.

Талантливые фальсификаторы

Художники, поставившие на поток изготовление картин в стиле великих мастеров, гордятся своими достижениями, им начинает казаться, что иногда они даже превосходят тех, кому подражают.

В действительности этой публикой руководит исключительно жажда наживы - до великого искусства им нет дела. Именно таким мастером высокохудожественного обмана был Элмир де Хори, который заполнил мир подделками, копируя стиль Матисса, Модильяни, Пикассо и многих других известных художников. Он успешно торговал своими картинами более 20 лет, пока из-за жадности не допустил досадную оплошность и не отправил на аукцион картину маслом, которая якобы была написана в 1906 году, но в спешке он не обратил внимания на то, что краски на ней не успели высохнуть.

Де Хори создал столько фальшивок под Амедео Модильяни, что стало невозможна составить каталог работ великого мастера. На недавней выставке в Генуе работ Модильяни все картины (21) оказались поддельными.

Том Китинг сотворил за свою жизнь более двух тысяч подделок. Он специально допускал в них скрытые ошибки, которые выявлялись после того, как картины были проданы.

Его превзошел другой мошенник - Эдгар Мругалла, продавший под видом оригинальных творений знаменитых художников более 3500 своих картин. Его творческая биография закончилась приговором к двум годам тюрьмы, но он был досрочно освобожден при условии, что будет помогать властям выявлять фальшивки.

Знаменитый фальсификатор Марк Лэндис продал фальшивки в более чем 40 американских музеев. Их не смогли различить даже лучшие эксперты крупнейших музеев и галерей.

В мире не найдется ни одного музея, который бы не обогатил свою коллекцию фальсифицированными экспонатами. Их находили и в Лувре, и в Метрополитен-музее. По экспертной оценке, 20% экспонатов крупнейших британских музеев и галерей являются подделками, то же самое наблюдается и в других странах.

По следам нацистских сокровищ

В последние годы появилась целая плеяда аферистов, торгующих фальсификациями, связанными с нацистским прошлым.

В Музее подделок в Вене находятся страницы дневника Гитлера. На деле этот лжедневник создал специалист по подобным фальсификациям Конрад Куяу - немецкий художник и фальсификатор. Его подделки были выполнены настолько искусно, что обманули даже признанных экспертов. Только после химического анализа бумаги дневники нациста были признаны фальшивыми.

Наибольшими виртуозами в этом деле стали поляки, которые регулярно объявляют о том, что вышли на след нацистских сокровищ. Под это проводятся кампании, собираются пожертвования, легковерных граждан убеждают вкладывать средства в «верное дело». Чтобы придать достоверности поискам, демонстрируются поддельные нацистские документы.

Самой известной аферой из этой серии стал недавний поиск эсэсовского эшелона с золотом и другими сокровищами, якобы загнанного нацистами в польскую шахту. Для большей убедительности на месте раскопок появилась строительная техника. Весь мир следил за происходящим в унылой польской глубинке. Сегодня о тех поисках почти не вспоминают, зато всплыл новый сюжет об обнаружении польскими аквалангистами в трюме затонувшего германского корабля чуть ли не Янтарной комнаты.

Николай Иванов.

Фото: AFP/EASTNEWS,

SHUTTERSTOCK/FOTODOM.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.