Это интересно
2841 | 0

Четверо на льдине, не считая собаки

Четверо на льдине, не считая собаки
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

81 год назад - 21 мая 1937 года - начала работу первая в мире дрейфующая научно-исследовательская арктическая станция «Северный полюс-1».

Великая ледовая эпопея ученых-полярников длилась 274 дня. Эта экспедиция дала старт новому направлению по изучению арктических просторов на дрейфующих льдинах.

ТРИУМФ

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны в СССР начались работы по освоению полярных областей планеты. Именно тогда и была создана первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1».

Все началось с того, что 21 мая 1937 года полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию с экипажем из четырех человек.

В чем состояла задача станции? Собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии.

Начальником станции был назначен Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. Очень известные фамилии.

Исследовательская жизнь полярников шла своим чередом, но в конце января 1938 года стало не до научных изысканий: льдину начало относить все ближе к теплым водам Атлантики. А в начале февраля льдина просто-напросто превратилась в обломок, и перед участниками экспедиции встал простой и суровый вопрос выживания.

Папанинцев спасала вся страна. К ним на помощь из Москвы был направлен самый мощный советский дирижабль, но спустя сутки он потерпел крушение. Погибли 13 человек. И только ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» позднее смогли добраться до терпящих бедствие полярников. Вскоре эти суда встретились с ледоколом «Ермак», который почти за месяц доставил папанинцев в Ленинград. Причина такой задержки - непогода.

А по прибытии на Большую землю их ожидали восторженные встречи с огромными толпами сограждан, торжества, высокие должности и награды. Но больше всего повезло пятому участнику экспедиции «СП-1» – псу Веселому. О нем на правительственном банкете внезапно вспомнил сам Иосиф Сталин, и пса доставили вождю на дачу. Очевидцы утверждают, что частенько видели Веселого на прогулках с родственниками Сталина.

ПАДЕНИЕ

Да, результаты работы экспедиции дали толчок планомерному освоению всего Арктического бассейна, что позволило сделать регулярной навигацию по Северному морскому пути.

За время пребывания на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий, ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирались пробы грунта, измерялись глубины и скорость дрейфа, определялись координаты, велись магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Но затем, в известное всем время, Советский Союз развалился. И вместе с ним погибли все планы по освоению Арктики и Антарктики. В суровые и бесконтрольные годы перестройки все наши полярные форпосты просто перестали существовать и были законсервированы, а по существу - разграблены. И это в то время, когда весь мир понял, насколько важно освоение северных и южных широт, когда началась битва за нефтяные богатства, которые находятся в их недрах.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Сегодня, когда наши позиции на Северном и Южном полюсах снова окрепли, нужно понять, с чего начинается родина на Крайнем Севере. А началась она с инициативы Владимира Кошелева, который впоследствии стал начальником первой российской дрейфующей станции «Северный полюс-32» и президентом фонда поддержки ветеранов Арктики и Антарктики «Полюс».

Именно он понял, опередив всех госчиновников, важность Крайнего Севера для нашей страны. В эпоху нашей недавней разрухи он обратился за помощью к Сергею Михайлову, бизнесмену, председателю совета попечителей фонда «Участие», осуществившему финансирование и подготовку первой российской дрейфующей станции на Северном полюсе «СП-32».

Здесь не будет лишним привести отрывок интервью, взятого главным редактором нашей газеты Николаем Кружилиным у того самого Сергея Михайлова:

«- В вашей жизни было событие, имеющее огромное значение не только для отдельных людей, но и для всего государства. Я имею в виду создание и работу дрейфующей станции «Северный полюс-32».

- Участие в подготовке первой российской и 32-й по счету дрейфующей станции я считаю одной из самых серьезных вех в своей биографии. Станция, напомню, открылась 25 апреля 2003 года, а до этого 12 лет наших дрейфующих станций в Северном Ледовитом океане не было. Развалился СССР, и стало не до Арктики. Политика государства тогда была такая, что Север нам вообще не нужен - слишком затратно. Государство фактически забросило важнейший стратегический регион. Вот мы и решили объединить усилия и помочь нашей стране вернуться в Арктику. Мы связались с Институтом Арктики и Антарктики, с известным полярником Артуром Чилингаровым и начали готовить экспедицию с целью создания дрейфующей станции.

Выделили деньги, закупили оборудование, собрали профессионалов своего дела. Станция продрейфовала более десяти месяцев, провела научные исследования, но, самое главное, это был символический шаг нашего возвращения в высокие широты. После «32-й» возобновились дрейфы «СП». А теперь Россия не просто присутствует в Арктике, а фактически заново активно обустраивает ее».

* Сергей Михайлов на первой российской

дрейфующей станции «Северный полюс-32»

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Зимовка на полярной станции вполне сопоставима с длительным орбитальным космическим полетом, когда между членами экипажа неизбежно возникают трения. Длительное пребывание в замкнутом пространстве - это, по сути, та же коммунальная квартира со всеми ее «прелестями». Станция «Северный полюс-1» в этом плане не являлась исключением.

Если верить известному писателю Михаилу Веллеру, на полярной станции тоже происходили довольно забавные для нынешнего поколения, но вполне закономерные для того времени события. На дворе, напомним, стоял знаменательный 1937 год.

Чужим среди четверых своих оказался покладистый и интеллигентнейший Эрнст Кренкель, радист, считавшийся среди специалистов едва ли не лучшим коротковолновиком во всем мире. Из-за этого его и взяли в экспедицию. Но у него был серьезный недостаток, пишет Веллер, он был беспартийный.

Возникла странная ситуация. Глава экспедиции Иван Папанин был скорее партийным чиновником, нежели научным интеллектуалом. Он руководил. И был при этом секретарем северной партячейки. В его задачи входили ежедневное проведение занятий по политинформации, а также организация закрытых партсобраний в связи с последними постановлениями московских партийных органов.

Увы, к беспартийному Кренкелю это не относилось. Тем не менее ему приходилось принимать по рации с помощью азбуки Морзе сообщения с Большой земли, переписывать их на бумажку и относить Папанину с пометкой «секретно».

После этого ему было положено покидать теплую палатку и скакать зайцем на морозе вокруг нее в ожидании завершения партсобрания.

Далее ему, вернувшись к теплой печке, приходилось брать у Папанина «секретный» протокол заседания и отправлять его по рации в Москву. Невзлюбил за это Кренкель Папанина.

А сам Папанин в свободное время, которого у него было предостаточно, любил разбирать и собирать свой именной маузер, в чем достиг невиданного совершенства. Когда герои-папанинцы возвращались с Севера в Москву, Кренкель разыграл старшего товарища: Папанин в своей каюте по обыкновению занимался разборкой-сборкой своего маузера (это стало у него навязчивой привычкой), радист ради шутки подбросил ему на тряпочку с деталями пистолета маленькую железяку, взятую им в машинном отделении теплохода. Итог таков. Папанин двое суток не выходил из каюты: при сборке маузера у него всегда оставалась лишняя деталь.

Позже Кренкель, конечно, признался в розыгрыше. А маузер свой Папанин отдал в Музей Арктики и Антарктики, созданный в тогдашнем Ленинграде. Он и сейчас там висит.

Валерий Мальчев.

Фото Википедия

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.