Туризм
2997 | 0

Туризм на свой страх и риск

Туризм на свой страх и риск
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

После серии банкротств туроператоров и агентств доверие россиян к туристическому бизнесу резко упало. Учитывая масштаб удара, нанесенного имиджу отрасли, вернуть потерянный авторитет будет непросто, а без реформ в нормативной базе - вообще нереально.  «Нева», «Лабиринт», «Идеал-тур», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Ветер странствий», «ИнтАэр», «Нордик Стар», «Сургуткурорт» - это неполный список фирм, у которых на пике сезона возникли финансовые неурядицы, ставшие причиной испорченного отдыха десятков тысяч людей.

Опасаясь повторения скандального лета-2014, участники туристического рынка вместе с Ростуризмом разрабатывают варианты поправок в закон об основах туристической деятельности.

ГОСТУРИЗМ В ПРОЕКТЕ

Ростуризм предлагается наделить надзорно-контрольными функциями. Государство в лице Ростуризма должно заняться регулированием отрасли. Включение фирмы в реестр будет давать право на осуществление деятельности, а если контролирующий орган выявит отсутствие необходимых условий для ведения турбизнеса, то сможет исключать компанию из реестра, что будет равносильно официальному прекращению ее работы. В реестр внесут всех представителей турбизнеса от мала до велика. Сегодня он если и существует, то разрозненно - в различных ассоциациях и альянсах, которые по мере сил контролируют своих членов.

О нарастающих проблемах Ростуризм будет знать заранее - туроператоров обяжут проходить регулярные аудиторские проверки и предоставлять информацию о своей хозяйственной и финансовой деятельности в полном объеме.

Нечто подобное уже происходит в банковском секторе. Разница в том, что Центробанк уже занимается «прополкой» подопечных, а будущему регулятору туротрасли «полевые работы» только предстоят. Конечно, если закон предоставит ему соответствующие полномочия.

Ну и ну!

Максимум, на что сегодня может рассчитывать каждый обманутый клиент, например «Лабиринта» или «Невы», - это 10-15% от стоимости своей путевки.

ОДЕЯЛО - НА СЕБЯ

Одним из факторов, повлиявших на снижение доверия россиян к туристической отрасли, стали и малопонятные отношения между обанкротившимися туроператорами и страховыми компаниями. Первые вроде и страховали свою гражданскую ответственность, как и предписывает закон, но вот страховщики почему-то оказывались не в состоянии покрыть все убытки туристов.

- Заключая договор со страховой компанией, тур­операторы по закону не имеют возможности проверить финансовую устойчивость страховщика, поэтому и происходит ситуация, когда тур­оператор «Нева» страхует свою ответственность на огромную сумму в 454 млн руб., но даже не догадывается о том, что СК «Восхождение», принявшая на себя ответственность по формированию страхового фонда туроператора, такого фонда не имеет, - рассказала «МН» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. - Ростуризм предложил страховать туры на 100%, но страховое сообщество не готово к этому. Тогда мы предложили ввести понятие так называемой несгораемой суммы, которую турист гарантированно получит в случае банкротства туркомпании. Речь шла о 75% стоимости тура, но не более 30 тыс. руб. (средняя стоимость тура на человека). Но и это предложение не прошло. Мы также предлагаем ввести новый порядок страхования ответственности туроператоров: страховать часть стоимости тура, гарантируя туристу выплаты из страхового фонда в фиксированной части, а остальную часть стоимости тура турист страховал бы добровольно. Скажем, путевка стоит 50 тыс. руб. Из них 20 тысяч будут застрахованы в обязательном порядке (по типу ОСАГО), а все что сверх этой суммы - по желанию (по типу КАСКО). Но и это предложение не получило поддержки.

Страховщики при этом не хотят нести большую ответственность за чьи-то промахи, чем они несут сейчас.

Понятно, что каждый тянет одеяло на себя, но принципы страхования туристов действительно пора менять. Возможно, опыт некоторых европейских стран был бы полезен и нам. Например, тех, где деньги туроператору турист оплачивает самостоятельно, минуя турагентство.

- При такой схеме деньги помещаются на специальный депозитный счет до востребования (escrow account) и становятся доступны туроператору после совершения туристом поездки, - рассказывает директор федеральной сети тур­агентств VISTA Максим Пузанков. - На сумму депозита банк предоставляет финансовые гарантии партнерам туроператора либо выдает кредит, и турист знает, что его деньги не расходуются нецелевым образом, а находятся в банке, который имеет гарантию в виде размещенных средств. При этом туроператор ведет свою деятельность только за счет прибыли или займов, а поставщики услуг получают гарантии их оплаты хоть и постфактум, но зато гарантированно и на 100%. Если ввести такую систему, рынок тур­агентств быстро очистится от недобросовестных участников. Но тогда 90% туроператоров придется обанкротиться, так как их депозиты и оборотные средства давно потрачены.

Никакого роста

По данным Ростуризма, за I квартал 2014 года из России выехало 3,2 млн туристов - на 100 тысяч меньше, чем за тот же период 2013 года.

МОМЕНТ НАСТАЛ

По-хорошему, изменения туристического законодательства должны были произойти еще в 2010-м, когда более 8000 туристов пострадали от банкротства «Капитал Тура». Или хотя бы в 2012-м, когда «Ланта-тур» заявила о приостановке деятельности и бросила за границей около 3000 своих клиентов. Но нет - надо было дождаться лета 2014-го, чтобы честно признать: существующий закон не позволяет отрасли цивилизованно развиваться и не способен защитить от рисков ни туриста, ни добросовестных участников рынка.

Жареный петух клюнул так, что стало уже невозможно и дальше откладывать наведение порядка в туристической сфере, поэтому Госдума рассмотрит поправки в закон о туризме на одном из первых заседаний осенней сессии.

Елена Хакимова

Фото: Т.Павлова 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.