В серии публикуемых «МН» путевых очерков автор, известный журналист, доказывает, что задуманный им план отнюдь не авантюра, а вполне реализуемая идея.
(Продолжение.
Начало)
ЛИПУЧКИ КАШИ НЕ БОЯТСЯ
Согласно выбранному маршруту, наш путь пролегал через Верхний Ларс - североосетинское село, давшее название и контрольному пункту пропуска. С недавних пор (сами знаете - с каких) он получил почти нарицательное значение и по этой причине притягивал мой журналистский интерес.
Но встрече с легендарным КПП могла помешать взбесившаяся погода. Начиная от Армавира и до самого Владикавказа, где мы, согласно наполеоновским планам, должны были заночевать перед штурмом российско-грузинской границы, нас сопровождал моросящий дождь вперемешку со снегом и густым туманом.
К слову сказать, еще находясь в Москве и предвидя всевозможные катаклизмы, в том числе на Военно-Грузинской дороге, я заранее переобул авто в колеса-липучки. Есть такая зимняя резина, которая - в противовес традиционной, шипованной - приобретает все большую популярность в России, в том числе в Москве. Сначала остановил выбор на бюджетном варианте, но вовремя переориентировался на итальянские шины и нисколько об этом не пожалел. В условиях снежно-водяной каши, в какую мы не раз попадали в пути при околонулевых значениях температуры, они отлично «держали дорогу».
МЕЖДУ ЗАКОНОМ И СОВЕСТЬЮ
Остановившись на ночлег в одном из придорожных кемпингов Владикавказа, я потерял всякий сон. И виной тому был начавшийся дождь со снегом. Поинтересовался у дежурной отеля, не закроют ли при такой погоде Верхний Ларс? Уж здесь-то, рассудил я, обстановку на КПП, до которого рукой подать, знают наверняка. Женщина, ежась от сырости, пожала плечами и вдруг заерзала на скрипящем своем табурете:
- Забыла совсем, дура! - дама многозначительно стукнула себя по лбу. - Вадик же завтра машину в Грузию перегоняет. Все будет в ажуре!
В переводе на понятный язык это означало, что, раз перегонщик собрался в путь, значит, с погодой сто процентов рассосется. Сказала - и как в воду глядела. А может, прорицателем оказался Вадик. Только поутру, спасибо обоим, все в самом деле рассосалось.
С ходу прижимаюсь к мокрому асфальту. В предрассветной дымке Кавказские горы кажутся еще величественнее. Но уже через 10-15 минут скалы уходят на второй план, уступая место фурам, которых с каждым километром становится все больше и больше. Кажется, что весь придорожный ландшафт и все имеющиеся в нем пустоты заполнили эти большегрузные машины.
Ближе к КПП автофургоны и вовсе заняли всю проезжую часть. Что делать-то?
- Проезжай! - орет мне мужик на обочине, показывая рукой на… встречку.
По ней, родимой, недолго думая, я и шурую во весь опор. Здесь, как я понял, давно утвердились свои правила игры, которым, стало быть, и надо следовать.
Так, лавируя между законом и совестью, между «нужно» и «нельзя», я добрался до осетино-грузинской границы.
ВОТ ТЫ КАКОЙ, ВЕРХНИЙ ЛАРС
Боже ж ты мой, сколько о нем сказано, сколько понаписано в связи с известными событиями. Ожидал увидеть толпы людей, осаждающих этот КПП как неприступную крепость. А увидел - вы не поверите - всего пяток легковушек и горстку высадившихся для контроля пассажиров. Вся процедура прохождения границы заняла у нас минут 40, не больше. Пограничники вкупе с таможенниками (как с одной, так и с другой стороны) были на удивление любезны и обходительны, приветливо улыбались и ни к чему не придирались.
Но проблемы только начинались. Во-первых, сразу за КПП мы потеряли связь с нашим человеком в Турции, который взялся руководить «операцией», - все настроенные еще в Москве роуминги вдруг, как по команде, отказались подчиняться. Во-вторых, нас ждала дорога в горы, через Крестовый перевал, одно название которого внушало ужас, особенно если учесть, что преодолевать такой маршрут мне и моей спутнице предстояло впервые в жизни.
ВЕЗЛО С ПОГОДОЙ И ЛЮДЬМИ
Помогла грузинка Лия, менеджер одного из придорожных кафе, куда мы буквально ворвались в поисках спасительной соломинки. Неплохо говорившая по-русски («Эх, когда-то мы на нем в основном и общались»), горянка быстро настроила нам смартфоны на местный вайфай, и уже спустя минуту-другую связь с координатором была восстановлена. В благодарность за оказанную услугу мы заказали себе по хачапури с сыром и, запив лепешку чаем, тронулись в путь.
Сразу скажу, что нам в этот день несказанно повезло с погодой, ибо вскоре после пересечения границы, словно по заказу, выглянуло солнце, которое светило нам вплоть до того момента, когда, насмотревшись красот Мцхеты, мы направились к грузино-турецкой границе. Вернемся, однако, к нашим баранам, то бишь к Военно-Грузинской дороге. Хотя бараны и в самом деле встретились на пути и эта сценка напомнила примерно такой же эпизод из «Кавказской пленницы». Но, в отличие от героев гайдаевской комедии, мы не стали отгонять скотину с дороги. Потому что отгонять животных было некуда: справа - горы, слева - пропасть. Пришлось минут 20-30 дожидаться, пока отара не просеменит мимо опасного участка и, повинуясь умелым действиям чабана, не свернет на чудом открывшийся свободный пятачок земли. Намного проще было с коровами, которые также попадались нам на пути, но, в отличие от баранов, оказывались и умнее, и расторопнее.
КРЕСТОВЫЙ НЕ СТРАШНЫЙ
В целом дорога извивалась, словно новогодний серпантин. Она то стремительно устремлялась вверх, то неожиданно скатывалась вниз, и эта карусель тут же отдавалась заложенностью в ушах, напоминая воздушные ямы на борту самолета.
Тем временем за окнами автомобиля один за другим - как в детском калейдоскопе - мелькали пейзажи. Крутые и безжизненные спуски с ущельями сменяли короткие равнинные участки с понатыканными вдоль дороги кафешками и мини-отелями. Попадались и картинки, которые напомнили мне Санторини - греческий остров вулканического происхождения в Эгейском море, многие жители которого живут в домиках, очень похожих на ласточкины гнезда с единственным отличием: птицы строят их под крышами, а люди - на отвесных скалах. Так и здесь: высоко в горах нет-нет да и увидишь причудливый домишко, в котором примостились скорее отшельники, чем нормальные люди.
Каково же было искушение остановиться, пожить здесь денек-другой, подышать чистейшим горным воздухом и тем самым хотя бы одним боком примкнуть к обосновавшимся на вершинах гор людям и стать почти небожителем.
Вот уже и знаменитый Крестовый перевал с не менее знаменитой Аркой Дружбы Народов - таково ее официальное название. Установленная в самой верхней точке перевала - на высоте 2384 метра - и выдаваясь над обрывом, она славится прежде всего смотровой площадкой, с которой отлично видны окрестные горы, ущелья и река с озерцами внизу.
Сбавив до минимума скорость, проезжаем мимо. Соглашаемся, что как-нибудь в другой раз и остановимся, и переночуем, и еще много чего сделаем, но только не сейчас.
Леонид Арих,
фото автора
(Продолжение следует.)