Туризм
4300 | 0

Из Москвы в Стамбул - на автомобиле

Из Москвы в Стамбул - на автомобиле
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В серии публикуемых «МН» путевых очерков автор, известный журналист, доказывает, что задуманный им план отнюдь не авантюра, а вполне реализуемая идея.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Спешу разубедить тех, кто, прочитав заголовок этого репортажа, покрутит пальцем у виска. В Турции, мол, землетрясение, многочисленные жертвы, разрушения...

Соболезную вместе со всеми россиянами и склоняю голову перед погибшими и пострадавшими. Но свое путешествие мы предприняли раньше произошедшей катастрофы, хотя в пути видели, как жестока порой к людям природа. Взять хотя бы камнепад, случившийся на турецкой территории, на противоположной стороне прибрежной автомагистрали, которая ведет из Кемальпаши в Хопу. В ту самую Хопу на границе с Грузией, откуда мы и направлялись в Стамбул.

Судя по сооруженному объездному участку, ЧП произошло явно не сегодня и даже не вчера, но оставшиеся от него следы еще давали о себе знать. Огромные каменные глыбы буквально перегородили шоссе аккурат вблизи того места, где оно собиралось нырнуть в тоннель.

Позже я наведу справки и узнаю: оползень и последовавший за ним камнепад вызвали мощные ливни, обрушившиеся на северо-восток Турции еще летом. Не обошлось без жертв. Тяжеленные камни повредили грузовики, припаркованные на обочине, превратив их в груду искореженного металла.

СТРАШИЛКИ И РЕАЛИИ

Но вернемся к нашему автопутешествию. Промониторил Сеть, а там столько пугалок про горные перевалы с заносами, камнепадами и снежными лавинами... При этом стоял конец ноября, и метеопрогнозы на ближайшие недели не предвещали ничего хорошего.

В общем, мандраж перед дорогой, скажу вам честно, я испытывал довольно серьезный. И он сохранялся до тех пор, пока мы не пересекли сначала российский КПП «Верхний Ларс» (это сразу за Владикавказом), а следом за ним и сопредельный грузинский пункт пропуска «Дариали» (до 2008 года - «Казбеги»).

Доброго настроения прибавил мне средних лет грузин, который на вопрос, ждет ли впереди еще какая-то проверка, не сказал, а громко крикнул: «Вай мэ, дарагой! Ты теперь свободный человек. Кати куда хочешь!» - и сделал соответствующий жест в сторону Грузии.

На этих словах мы переглянулись с женой и рванули в сторону ближайшего грузинского города Мцхеты. Но этому моменту, как вы понимаете, предшествовал длинный (не по километражу, а по времени) путь по российским дорогам, который изобиловал не менее интересными сюжетами.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ ПЕТРА И ЕКАТЕРИНЫ

На территории России мы останавливались трижды - в Богучаре (Воронежская область), Армавире (Краснодарский край) и во Владикавказе (Северная Осетия - Алания), следуя установленной норме передвижения - 500-600 км за световой день. Для коротких ноябрьских дней это очень даже приличная норма трафика.

Рассказывать о каждом из остановочных пунктов не хватит и десятка газетных страниц, поэтому ограничусь короткими зарисовками.

Итак, Богучар - старинный купеческий городок. Основанный еще в начале XVIII века, он поразил обилием исторических зданий. Между прочим, статус уездного города Богучару в сентябре 1781 года пожаловала сама императрица Екатерина II, о чем свидетельствует надпись на 14-метровой колонне в самом центре районной столицы.

Согласно красивой легенде, название городу дал сам Петр I, который во время похода на Азов поднял винную чарку и со словами: «Пусть Богу будет сия чара» - выплеснул содержимое в воды протекавшей рядом безымянной тогда речки, на берегу которой благодарные потомки и поставили памятник великому реформатору с той самой чаркой в руках.

Но особенно умилила пожарная каланча (верхне фото) - самая приметная достопримечательность Богучара. Построенное в конце XIX века, каменное здание каланчи до сих пор служит эмчеэсовцам в качестве действующей пожарной части, о чем с гордостью сообщил вышедший к нам дежурный офицер.

Немало поразившись увиденному, да еще получив своеобразное благословение от Петра и Екатерины Великих, мы отправились в дальнейший путь.

 

Кошки давно стали символом Стамбула

 

РАЗДЕЛЕННЫЙ, НО ДОБРЫЙ

Следующим пунктом остановки стал Армавир. Город разделен практически на две части железной дорогой, и это, пожалуй, единственный отмеченный нами минус.

Приятно удивил центр Армавира, на территории которого раскинулся не какой-нибудь железобетонный торговый комплекс, как, например, в Москве, а... парк аттракционов. В десятом часу вечера здесь продолжал толпиться и веселиться народ, преимущественно семьями.

Немало впечатлила уходящая от центра аллея - по сути, Аллея Памяти с Вечным огнем и многочисленными монументами в честь героев Великой Отечественной войны, с причудливыми деревьями, будто плачущими по погибшим.

А помнить армавирцам, увы, есть о чем. И о ком тоже! Это ведь на них (а еще на жителях Краснодара) фашисты во время оккупации в осенние дни 1942 года впервые испытали свои «газваген», или душегубки, как назовут их позднее в Советском Союзе.

По некоторым данным, за год с небольшим (столько примерно длилась оккупация города) гитлеровцы уничтожили 6680 мирных граждан, которых вывозили и расстреливали под Новокубанкой.

Скорее всего, и по этой причине сегодняшние жители Армавира добры и приветливы. Отказав было нам в мойке машины из-за огромной очереди записавшихся на эту процедуру местных водителей, владелец автомойки в буквальном смысле вернул нас, уезжавших ни с чем гостей, выгнал из бокса какую-то недомытую машину и, загнав нашу, стал помогать мойщику поскорее закончить дело. А на мою попытку доплатить сверху за оказанную услугу выставил вперед раскрытую пятерней ладонь: ни в коем случае, мол, - и широко улыбнулся со словами: «Счастливого пути!»

МАРШРУТ ВЫБИРАЛИ САМИ

Из существующих наземных маршрутов в Турцию мы выбрали именно этот. Он пролегал через Верхний Ларс - североосетинское село, давшее название и контрольному пункту пропуска, который с недавних пор (сами знаете с каких) получил почти нарицательное значение и по этой причине притягивал мой журналистский интерес.

Но встрече с легендарным КПП могла помешать взбесившаяся не ко двору погода, сопровождавшая нас (вскоре после Армавира) до самого Владикавказа, где мы, согласно наполеоновским планам, должны были заночевать перед «штурмом» российско-грузинской границы. Густой туман и непрерывный дождь вперемешку со снегом - не самый лучший вариант для предпринятого нами мегапутешествия на колесах.

К слову сказать, еще находясь дома, в Москве, я исподволь готовился ко всем возможным катаклизмам, в том числе к изменчивой погоде на всем протяжении Военно-Грузинской дороги.

Дабы избежать неприятных эксцессов, я заранее переобул авто в колеса-липучки. Есть такая зимняя резина, которая в противовес традиционной - шипованной - приобретает все большую популярность в России, в том числе в Москве. Сначала остановил выбор на шинах Gislaved, но вовремя переориентировался на Pirelli и нисколько об этом не пожалел. Уточняю для тех, кому такие детали важны: хотя Gislaved и дешевле Pirelli, но итальянская резина, в отличие от шведской, не боится снежно-водяной каши, в какую мы не раз попадали в пути при околонулевых значениях температуры. Более того, у меня ни разу не сработала ABS (антиблокировочная система). Как Pirelli ведет себя в глубоком снегу и на льду, сказать не могу, ибо ни то, ни другое в пути не попадалось, за что спасибо Всевышнему.

Леонид Арих,

фото автора

(Продолжение следует.)

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.