Это особая форма общения, при которой человек не может или не хочет открыто выражать свои негативные эмоции, такие как гнев или неприязнь. Вместо этого они проявляются в завуалированных оскорблениях, сарказме, игнорировании просьб или даже в громком хлопке дверью.
По сути дела, пассивная агрессия возникает, когда человек злится на кого-то или на что-то. Но, к сожалению, в нашей культуре не принято признавать, что вы злитесь. Редко кто соглашается: я срываюсь, когда злюсь, но почти все признают: я срываюсь, когда устаю. И вы потом только переходите к осознанию: вы очень устали, когда вы это поняли, вам внутри стало очень плохо.
Для того чтобы изменить свое поведение в момент злости, стоит сначала признать, что такая злость существует и что вы действуете под влиянием этого чувства. Первое, что необходимо, - научиться останавливаться. Если чувствуете, что злость нарастает, постарайтесь снизить напряжение: попейте воды, умойтесь, используйте дыхательные практики, погладьте кота или полейте цветы.
Но научиться только снижать напряжение - не поможет. Вы ведь помните, что злость - маркер дискомфорта. Признав злость, стоит подумать, что за ней стоит: может быть, это действительно усталость, может быть, страх перед будущим или чувство, что вас не уважают. Или что-то еще - разное у разных людей. Если вы хотите изменить поведение, то необходимо заботиться о себе так, чтобы менялась и неприятная ситуация - вы меньше уставали, ваша жизнь стала более стабильной, а члены семьи относились к вам с бoльшим уважением.
Как быть, если кто-то проявляет пассивную агрессию по отношению к вам? Если это посторонний человек и вы не будете с ним сталкиваться часто, то самое разумное - сказать: да, я вас услышал, и уйти, куда-нибудь отодвинуться. Потому что, как правило, такой человек вряд ли так уж недоволен вами, наверное, у него накопилось раздражение из-за событий, в которых вы не участвовали. Если это ваш близкий, то, конечно, имеет смысл сказать: похоже, ты чем-то недоволен, наверное, тебе не очень хорошо. Может быть, попытаться о нем позаботиться, если это уместно: предложить помощь или налить чая, чтобы снизить напряжение. А вот если речь идет о вашем начальнике или, скажем, о соседе, то тут способ защитить себя только такой: укреплять границы, может быть, в каких-то случаях сказать: «Я бы не хотел, чтобы вы со мной так разговаривали» - и строить общение по возможности дистанционно, например в форме телефонных разговоров или переписки. Чем более формально общение с таким человеком, тем труднее вас задеть.
Яна Полянская.
Фото: LEGION-MEDIA