Летел в командировку в Москву без багажа, но взял друзьям в подарок мед. Когда проходил в аэропорту таможню, сотрудница заявила, что провозить мед в ручной клади запрещено, так как «это жидкость». Но мед был не просто густой, а практически твердый! Заниматься оформлением багажа из-за одной банки не стал, провожающих не было, поэтому мне предложили выбросить в мусорное ведро сладкий гостинец, за который я заплатил 3500 рублей. Теперь хочу потребовать у авиакомпании компенсацию (момент выбрасывания меда снял на видео, чеки за покупку есть). Куда жаловаться?
Ильшат Х., г. Уфа.

Адвокат Алексей Гарин: «Каждая авиакомпания устанавливает свои правила при транспортировке меда, но все их объединяет одно: перевозчики приравнивают его к жидкости, несмотря на то, что мед действительно со временем может приобретать твердую форму. В целях безопасности любая перевозимая жидкость должна быть помещена в тару объемом 100 мл,
а пассажир может пронести на борт не более 10 бутылок по 100 мл, упакованных в пакет. То есть совокупный объем транспортируемой жидкости в ручной клади не должен превышать 1 литра.
Согласно п. 74 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25 июля 2007 года №104, обнаруженные при досмотре пассажиров предметы и вещества, запрещенные к перевозке на борту воздушных судов, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия у пассажира этих предметов или веществ, регистрируются в журнале учета актов обнаружения и изъятия запрещенных к перевозке предметов или веществ и передаются на хранение в специально оборудованный склад аэропорта. Хранение изъятого осуществляется на возмездной или безвозмездной основе на основании условий договора хранения, заключаемого с пассажиром. При этом условия и сроки хранения определяются администрацией аэропортов самостоятельно и в разных аэропортах могут быть разными (к примеру, в Шереметьево безвозмездное хранение составляет до 30 дней). Поскольку требование к пассажиру выбросить вещь без разъяснения ему права на заключение договора хранения и его условий нарушает права пассажира, вы можете обратиться с заявлением в транспортную прокуратуру».