В Послании президента Федеральному Собранию Владимир Путин сформулировал приоритеты российской внешней политики. Стало ясно, что развитие отношений с США и Евросоюзом в их число не входит.
Невозможность столковаться с Белым домом и НАТО по ПРО, проскрипционный «список Магнитского» и зеркальная реакция Москвы, обвинение нью-йоркской прокуратурой группы российских дипломатов и их жен в мошенничестве с медстраховками - все это не способствовало улучшению отношений с Америкой. Похоже, про объявленную Обамой в 2009 г. перезагрузку можно забыть. С Евросоюзом же Россию поссорил украинский тянитолкай. Власти Незалежной под давлением Евромайдана, похоже, все-таки надумали ассоциироваться с ЕС - к огромному раздражению и разочарованию Москвы. Все это объясняет то, что в Послании США и Евросоюз не были упомянуты ни разу. Президент провозгласил разворот России к Тихому океану, отметив, что «динамичное развитие всех наших восточных территорий не только откроет нам новые возможности в экономике, новые горизонты, но и даст дополнительные инструменты для проведения активной внешней политики». Приоритетом остается также расширение интеграции в рамках СНГ и Таможенного союза (ТС).
- Для России уходящий год прошел под знаком приоритета евразийского направления. Это нашло отражение и в Послании президента Федеральному Собранию, - говорит президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. - Один из ключевых моментов - это подписание уже в наступающем году первых договоров по созданию Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. К нему уже готовы присоединиться Кыргызстан и Армения. Пошел процесс, хоть и медленный, налаживания отношений с Грузией. Мы видим, что Запад пытается разорвать постсоветское пространство и в ответ на евразийский вектор развития Путина нам отвечают мощным наступлением на интересы России.
- Стала ли внешняя политика России более независимой?
- Да, это прежде всего проявилось в отношении Сирии, когда Россия не склонилась под давлением Америки и Запада в целом. Далее. Россия пошла на конфронтационные действия с США, не выдав Сноудена. И наконец, сыграла заметную роль в иранской проблеме. Это основные внешнеполитические успехи. Но мы видим, что у России есть и тяжелые внешнеполитические проблемы. Например, не так энергично, как хотелось бы, формируем евразийское пространство, ШОС и группу БРИКС, хотя все они могут в значительной степени составить альтернативу Западу. Ну и, конечно, Россия своим бездействием способствовала тому, что Украина стала метаться между Западом и Востоком. Мы не смогли предложить Януковичу общий проект экономического и производственного взаимодействия, а также в культурной, научной и образовательной сферах. Если мы окончательно проиграем Украину и произойдет смена власти и разворот в сторону Запада - это будет самый существенный проигрыш во внешней политике.
Игорь Минаев, Азат Примов, Елена Хакимова
Фото kremlin.ru