Политическая звезда Валерия Трапезникова взошла в 2011 г., когда его избрали депутатом Госдумы. До этого он работал на одном из оборонных предприятий в Перми. В прессе его поэтому часто называют «токарем с 50-летним стажем». Сегодня Валерий Трапезников - член президиума Генсовета «Единой России», один из руководителей Общероссийского народного фронта (ОНФ). Несколько его инициатив поддержал президент России.
- Валерий Владимирович, есть партия, зачем понадобился еще и фронт? Не дублируют ли они друг друга? Или ОНФ пришел на смену «Единой России»?
- Никакой избыточности нет. У Народного фронта - одни задачи, у политической партии «Единая Россия» - другие, поэтому неверно говорить, что ОНФ пришел на смену «ЕР». Фронт не собирается становиться партией, во всяком случае, в ближайшее время. Если говорить о партии, любой партии, то у нее главная цель какая? Власть. Для этого она должна завоевать авторитет в народе и принять участие в выборах разного уровня, в идеале не только региональных, но также думских, выдвинуть из своих рядов кандидата в президенты. ОНФ не собирается бороться за власть и вообще заниматься политикой. Фронт не партия, а общественная организация, движение. У нас даже нет членства, никому не выдают членских билетов. Любой, кто разделяет взгляды ОНФ, является его сторонником, может по праву считать себя «фронтовиком». Чем хорош фронт? Каждый может зайти на наш сайт и написать о том, что у него наболело. Мы обязательно рассмотрим обращение. Нам не трудно и самим зайти в школу и спросить у учительницы, сколько она получает, или в больницу заглянуть, с медсестрами потолковать. ОНФ не ближе к народу, чем любая партия, мы этот самый народ и есть. Сейчас в каждом регионе открылись штабы ОНФ, все их координаты можно без труда узнать, прийти на прием и быть услышанным.
- Каковы главные задачи ОНФ?
- Главное - контроль за выполнением майских указов президента. Они не случайно названы «социальными» - призваны значительно улучшить жизнь россиян. Между тем с исполнением их есть проблемы, в том числе на уровне правительства. Большое внимание уделяем также контролю за госзакупками, чтобы чиновники не транжирили государственные деньги. Частенько от фронта попадает и губернаторам, если чувствуем, что в их работе есть серьезные недостатки.
- «Мир новостей» писал о вашем проекте «За честные закупки».
- Знаю, читал. Я регулярно читаю вашу газету, она одна из самых моих любимых.
- Спасибо на добром слове!
- Не за что. Так вот, если говорить о госзакупках, не секрет, что там много всяких безобразий творится. Чиновники, что называется, на халяву, за госсчет шикуют. Дать им по рукам и призван антикоррупционный проект «За честные закупки». Например, одна из программ называлась «12 стульев». Проштудировали сайт госзакупок и выяснили, что некоторые ведомства тратили на мебель, в том числе на кресла, десятки, а то и сотни тысяч рублей. Кстати, предвижу ваш вопрос о том, кто этим у нас занимается.
- Как говорится, с языка сняли.
- Все это делается на общественных началах. В ОНФ вообще мало кто зарплату получает - охранники, уборщицы, в региональных штабах есть очень небольшие аппараты. У нас и проекты такие же малозатратные. Вот, к примеру, скоро проводим форум под названием «Таврида». В Севастополе из всех регионов соберется молодежь. Будут для нее лекции по истории России, Крыма, окажут помощь при выборе профессии. Жить участники форума будут в палатках на берегу моря. Затраты - минимальные.
- Мы говорили о госзакупках...
- После того как мы вмешались, аппетиты стали значительно скромнее. И не только на мебель, но и на автомобили, а то закупали дорогущие иномарки, некоторые региональные начальники - даже вертолеты. Топливо, обслуживание, эксплуатация - это же десятки миллионов рублей! Проект «За честные закупки» стал настоящей платформой общественного контроля. По нашим сведениям, с момента запуска проекта в сентябре 2013 г. выявлено более 300 сомнительных закупок на сумму более 150 млрд рублей. Существенная экономия государственных денег! Или вот еще форма откровенного расточительства - корпоративы в госкомпаниях за счет бюджетов. Мы поставили вопрос, что называется, ребром. Президент нас поддержал, отметив, что ему вообще трудно представить, чтобы в тех организациях, где он работал раньше, на застолья тратились государственные средства. Назвал подобную порочную практику дикостью. Теперь боятся на государственные деньги пить-гулять, артистов приглашать и откаты собирать.
- Владимир Путин ведь и две ваши личные инициативы поддержал - относительно «золотых парашютов» и звания Героя труда.
- Мне очень приятно, скрывать не буду. Меня злило, что топ-менеджерам, которых увольняли, надо думать, не за ударный труд, выплачивались порой десятки миллионов рублей. Это что, справедливо, когда у нас многие люди получают меньше прожиточного минимума, с огромным трудом сводят концы с концами? Президент поддержал ограничение «золотых парашютов», так сказать, подрезал им стропы. Он подписал закон, ограничивающий размеры выходных пособий до трехкратного среднемесячного размера. Имеются в виду топ-менеджеры госкорпораций, госкомпаний, в которых более 50% акций в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности. О «парашютах» я сказал в марте прошлого года на встрече президента с активом ОНФ. Там же предложил возродить звание Героя труда. В СССР же оно было, называлось только немного по-другому - с добавлением прилагательного «социалистического». У нас сегодня капитализм. Ну и что? Какая, в сущности, разница? Люди труда - соль земли. Везде и всегда! Их честный труд должен поощряться материально и морально. В тот же день президент подписал указ о введении звания «Герой Труда Российской Федерации».
- Вы пришли в политику, что называется, от станка. Как это получилось?
- Занимался общественной деятельностью еще на заводе, был неосвобожденным председателем профкома цеха. На заводе вступил в КПСС. Не из карьерных соображений - как был токарем, так и остался. Просто всегда считал и считаю, что голос рабочего человека должен быть слышен повсюду - от цеха до страны. В написании и принятии законов по этой же самой причине должны принимать участие люди, как говорится, от станка и сохи. Поэтому я и в Госдуму решил избираться. Меня рекомендовало движение «Профсоюзы России - на выборы», выдвинула в депутаты партия «Единая Россия».
- Нравится быть депутатом?
- Да, это интересная работа, если не халтурить. Кстати, я, наверное, самый дисциплинированный депутат. Привык на завод приходить вовремя. Порядки-то были строгие. Опоздал на минуту, тебя уже не пустят и накажут. В общем, не пропустил ни одного пленарного заседания.
- Вы какие-то законы вносили на рассмотрение Думы?
- Я соавтор некоторых. Самый для меня важный и дорогой - инициированные нами изменения в статью 374 Трудового кодекса, согласно которой неосвобожденный профсоюзный лидер не может быть уволен работодателем, за исключением вопиющих нарушений, ну там пьянство и т.д. В Думе есть небольшая группа депутатов, представляющих профсоюзное движение, вот мы и спасли наших коллег-профлидеров от произвола работодателей.
- В советские времена профсоюзы были «школой коммунизма». Непонятно, что имелось в виду. Но вели себя советские профсоюзы тише воды, ниже травы. А сейчас голос профсоюзов слышен?
- Сегодня профсоюзы действительно не на словах, а на деле пытаются бороться за права трудящихся. Конечно, сказать, что профсоюзы уже стали реальной силой, пока рановато. Перешли в другой строй, а менталитет остался во многом прежний. Но уже к сегодняшнему дню Россия, которую Запад все время учит демократии, ратифицировала конвенций Международной организации труда (МОТ) в шесть раз больше, чем «самая великая демократия планеты» США. У нас права работающего человека защищены лучше, чем в Америке и многих других западных странах.
- Как проводите досуг?
- Представлю вам мой распорядок дня, а вы уж сами решайте, на что у меня время остается. Итак, в 07.50 сажусь в автобус, еду в Думу, там просматриваю документы, иду на пленарное заседание. Оно заканчивается в 18.15-18.20, дальше прихожу к себе на 13-й этаж (лифтом не пользуюсь), пью чай, иду на метро, еду до станции «Университет», потом - пешком целый час. Дома читаю газеты, смотрю новости по ТВ. Ложусь спать в 22.15 - вставать-то в 6 утра. Утром - зарядка, включая растяжки, отжимания на кулаках. Ем овсянку, смотрю новости, портфель в руки - и в Думу. Только по четвергам, когда нет пленарки, но есть заседания комиссий и комитетов, могу позволить себе культурный досуг. Например, несколько фильмов сумел посмотреть на Московском кинофестивале. Работа депутата, если не филонить, интенсивнее, чем на предприятии ОПК.
- Кстати, об этих предприятиях. Насколько они сегодня загружены?
- Загружены, особенно после того, как президент поставил задачу импортозамещения продукции оборонного назначения. Сегодня другая проблема: где взять специалистов, рабочих высокой квалификации?
- Чем занимается ваша семья?
- Дочь живет и работает в Питере, преподает в школе. Внучка поступила там же в педвуз. Жена, хоть и достигла пенсионного возраста, работает. Считаю, чем дольше человек работает, тем дольше он живет. Жизнь должна проходить не на завалинке, а на работе. Работодателям надо к пожилым людям относиться бережнее, не пробрасываться ими, не спешить на пенсию выставлять. Чем старше человек, тем он мудрее и осмотрительнее, тем меньше делает резких движений. Революции совершают люди молодые, неопытные.
Беседовал Андрей Авдонин