В советские времена граница Казахстана с Китаем была хорошо укрепленным рубежом. Сегодня два государства разделяют нарисованные на асфальте демаркационные красная и белая линии.
Здесь, в Хоргосе, где когда-то располагалась пограничная застава, возникло своеобразное мини-государство площадью в три квадратные мили - в нем находится специальная зона экономического развития под названием Международный центр приграничного сотрудничества, созданный Казахстаном и Китаем. Это безвизовая зона, за которой сейчас пристально наблюдают из Москвы, Брюсселя и Вашингтона.
Считается, что здесь находится плацдарм будущего торгового наступления на Европу и пройдет один из ключевых маршрутов глобального китайского проекта «Шелковый путь», именно через Хоргос устремится поток контейнеров с китайскими товарами в европейские страны.
Здесь свободно можно войти на китайскую половину, перешагнув через нарисованные на асфальте демаркационные красную и белую линии. Никто не спросит у вас визы, фактически китайская граница отнесена на несколько километров вглубь страны, то же самое и с казахстанской территорией. Как отмечает репортер «Нью-Йорк таймс», за людьми там присматривает лишь китайская военная полиция, следящая, чтобы туда не проникли исламские экстремисты, ведь на этих землях Китай ведет борьбу с боевиками-уйгурами.
Рядом находится новый казахский железнодорожный узел, специально созданный для принятия грузовых поездов из Китая. Но пока неизвестно, каким путем они пойдут в Европу - по России или через Каспийское море в Азербайджан, Турцию и дальше.
На казахстанской половине зоны находятся всего несколько зданий, тогда как на китайской вырос торговый город с четырьмя огромными центрами и множеством мелких точек.
Сюда устремляется поток торгового люда из Казахстана. Обратно раз в месяц они могут вывезти не более 50 килограмм товара, это ограничение было наложено Евразийским экономическим союзом, иначе бы на российские рынки устремился огромный поток беспошлинных товаров из Китая.
Но нет никаких гарантий, что контроль достаточно жесткий. Уже было арестовано немало казахских таможенников, полицейских и прочего служивого люда, которые брались помочь переправить крупные партии товара через границу евразийского пространства.
Говорят, идея проложить через казахстанскую границу новый «Шелковый путь» принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Через Центральную Азию товары из Поднебесной достигнут Европы в два раза быстрее и дешевле. Но проблема в том, что обратно китайские контейнеры будут возвращаться пустыми - китайский рынок не нуждается в европейской продукции.
Николай Иванов.