События в мире. Новости политики
7726 | 0

МВД планирует контрреформу полиции

МВД планирует контрреформу полиции
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

За последние четыре года наша страна потратила на реорганизацию МВД более 217 миллиардов рублей. А теперь новое руководство министерства запускает механизм контрреформирования полиции, то есть будет восстанавливать ликвидированное и исправлять испорченное. И опять за счет налогоплательщиков.

Наверное, россияне уже привыкли к легкости, с которой федеральные чиновники проводят реформы в сфере здравоохранения и образования, в армии и органах внутренних дел. Все эти модернизации и реорганизации напоминают игры в детской песочнице: зачерпнули лопаткой побольше средств, выстроили одну хлипкую конструкцию. Не выдержала - сломали. Чирк лопаткой пошире - лепят другую. Экспериментируют. Министр здравоохранения полностью разваливает государственную медицину, а потом, сменив пост, сама же констатирует ухудшение ситуации. Министр обороны и его адъютантки, обновляя армию, обнуляют ее счета и в качестве наказания получают: кто - возвращение к обманутым супругам, кто - домашний арест и походы по бутикам в электронных браслетах. Глава МВД под видом реформы тратит миллиарды рублей на смену табличек и вывесок и тоже не отчитывается перед страной. В Европе и Америке за такие эксперименты чиновники идут под суд. А у нас народ следит за их дальнейшей карьерой и за очередными игрушечными преобразованиями в российских ведомствах.

Сейчас, например, общество не сводит глаз с МВД. Незадолго до своего профессионального праздника - дня милиции или полиции - министерство заявило о провале реформы 2009-2013 годов, проводившейся в органах внутренних дел по инициативе экс-президента РФ Дмитрия Медведева, и предложило лечить подобное подобным - до июля 2014-го силовики разработают новую реформу.

ГОМЕОПАТИЯ ПО-ПОЛИЦЕЙСКИ

На преобразование милиции Россия потратила более 217 миллиардов рублей. 1,5 миллиарда ушли на замену нагрудных знаков, кабинетных вывесок, штампов и печатей. 770 миллионов рублей потребовалось на переделку документов, около 3 миллиардов - на закупку служебных автомобилей (в основном люксовых). 16,5 миллиарда стоила новая форма для полицейских. Правда, обещали им костюмы от кутюрье Игоря Чапурина, а привезли тряпки, сшитые... китайцами. Куда делось остальное? На что ведомство просило еще 400 миллиардов рублей? И до чего же мы дореформировались?

«Сокращая штаты, ведомство ослабило оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью. Их стало на 30-40% меньше. Пострадал уголовный розыск. Мы потеряли профессионалов. Были упразднены структуры по борьбе с криминальными этническими группировками, многие отделы лишились статуса юридического лица, закрылись специальные учебные заведения, - перечисляет председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Села распрощались с участковыми, города - с сотрудниками патрульно-постовой службы. Но ведь главное, что нуждалось в реформе, - мотивация личного состава. Как раз она не изменилась. За рубежом полицейские служат закону и защищают граждан, в России они выполняют задачи, которые перед ними ставит власть. В отечественном законе о полиции нет слов о защите чести и достоинства граждан. Когда полицейских начнут увольнять не только за превышение должностных полномочий, но и за оскорбление людей, тогда можно будет рассуждать об эффективности министерских преобразований».

Доктора медицинских и психологических наук, профессора Виктора Рыбникова, проработавшего в системе МВД 10 лет, итоги реформы Нургалиева - Медведева не удивили. Общаясь с корреспондентами «Мира новостей» в 2009 году, он предупреждал: «Российская правоохранительная система не улучшится. Причина - измененное сознание полицейских. На 70% МВД состоит из условно рекомендованных психологами сотрудников, то есть их можно брать на работу, но в исключительных случаях. И всего 2% службистов профпригодны».

Теперь, в 2013-м, профессор говорит: «Отношение полицейских к людям и закону не зависит от реформ и контрреформ, проверок на детекторе лжи и аттестаций. Кстати, в регионах успели проверить в лучшем случае 5-10% стражей порядка. Единственное, что способно переломить ситуацию, - максимальная открытость МВД для общества. Когда во всех подразделениях и дежурных частях начнут работать видеокамеры, а разговоры полицейских, пострадавших, свидетелей и подозреваемых будут записываться, ведомство сразу очистит свои ряды от хамов и взяточников».

Подчиненные нынешнего министра внутренних дел России Владимира Колокольцева упрекают его предшественника Рашида Нургалиева в уничтожении районных отделов полиции, в потере ведомственного контроля за исполнением миграционного законодательства. В том, что после реорганизации МВД на 30% увеличилось количество коррупционных преступлений, совершенных правоохранителями. Короче, по мнению чиновников, МВД нужна шестилетняя контрреформа. На ее осуществление государство должно выделять по миллиарду рублей в год. И тогда, полагают авторы программы, в городах повысится раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений и восстановится доверие граждан к полиции-милиции (ведомство подумывает вернуть старое название).

«Реформы и контрреформы в МВД России инициируют и проводят деформированные кадры, - каламбурит полковник ФСБ в запасе, экс-депутат Госдумы РФ Геннадий Гудков. - Реорганизацией полиции должны заниматься внешние, не зависящие от министерства комиссии. Потому что никому, кроме барона Мюнхгаузена, пока не удавалось самостоятельно выбраться из болота. Как бы МВД ни тянуло себя за волосы, ничего не выйдет. Я и мои коллеги говорили об этом в Госдуме, писали президенту РФ. Не надо именовать реформой банальный распил денежных средств. Когда-то в милицию шли служить, а в наше время туда по большей части устраиваются. МВД не милиция и не полиция, ведомство превращается в жандармерию».

НЕ С ТОГО НАЧАЛИ

«Я бы поверил, что руководством МВД России движет желание улучшить работу личного состава и что, затевая реформу реформы, чиновники мечтали о народной милиции, если бы они сначала сообщили, кто виноват в провале предыдущей реорганизации ведомства, ответили, куда исчезли 217 миллиардов рублей, отправили неэффективных менеджеров на скамью подсудимых и добились возврата средств в госбюджет. Но в нашей стране, где чиновники и депутаты  Госдумы постоянно нарушают основной закон - Конституцию РФ, такого не будет, - убежден председатель общественной комиссии по борьбе с коррупцией генерал-полковник Владимир Мамаев. - В российских ведомствах реформы проходят не лучше, чем в басне Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Выбрасываем деньги налогоплательщиков на ветер. Разумеется, перемены нужны. Надо приводить в порядок полицию, суд и систему исполнения наказаний. Но смена вывесок, печатей и табличек - это шоу с переодеванием, а не реформа».

Заявляя очередную «революционную программу», МВД России точно указывает сумму, необходимую на ее реализацию, но не объясняет гражданам, а на что, собственно, пойдут эти средства. Нас кормят общими фразами про исправление-повышение-улучшение. При этом сами полицейские намекают, что качество их работы, как и раньше, будет зависеть от «палочной системы» - от количества раскрытых преступлений и задержанных правонарушителей. Что большой процент рецидивов в стране по-прежнему выгоден для показателей отчетности и никто незаинтересован в исправлении преступников.

«При реальном реформировании могло бы сократиться бюджетное финансирование МВД. Количество сотрудников патрульно-постовой службы, допустим, несложно увеличить за счет сокращения подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями. Иначе для чего стране налоговые органы? Техническая оснащенность ГИБДД позволяет сократить число инспекторов, - перебирает варианты руководитель Северо-Западного центра противодействия коррупции в органах государственной власти Николай Романенко. - После полноценной аттестации офицерского состава останется не более 10% управленцев. А министерское начальство? Я не говорю о самом Колокольцеве, но о его окружении. Что за мода такая брать в ведомство людей, не имеющих опыта и знаний? Приходят мальчики из коммерческих вузов и сочиняют небылицы. Совсем от земли и от людей оторвались. Отсюда и басни о реформах и миллиардных затратах. Гнать их надо».

А как граждане России относятся к работе полиции? Мы обратились к исследованию «Левада-центра» по определению индекса доверия полиции (проведено в марте 2013 г.). Ответ неутешительный: он равен 7 пунктам из 100 возможных.

Индекс доверия складывался из трех показателей: оценки деятельности полиции, отношения к ней и готовности к сотрудничеству.

Отвечая на вопросы об удовлетворенности работой полиции и ее способности защитить от преступности, показатель - минус 14.

Отношение к полиции предусматривало ответы на вопросы о доверии граждан полицейским. Результат - минус 7.

Индекс готовности сотрудничать с полицией отражает позицию россиян по вопросам: «должны ли граждане помогать полиции в ее работе?», «готовы ли вызывать полицию, если стали свидетелем ограбления?», а также готовности давать свидетельские показания. Это единственный положительный показатель, который равен плюс 41. Однако он постепенно снижается, отмечают социологи.

Анна Бессарабова

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.