В Пекине опубликован доклад Центра оборонной политики - подразделения Академии военных наук - о планах освоения Арктики. Грубо говоря, Китай не прочь «отжать» часть природных ресурсов арктического шельфа у приграничных с полярным регионом стран. Стало быть, и у России. Поскольку Китай находится в Северном полушарии, он «имеет жизненно важные интересы в арктическом регионе, связанные как с экономикой, так и с национальной безопасностью», заявляют китайские военные аналитики. Речь в первую очередь идет о нефти и газе. Для справки: по оценке американских геологов, на Арктику приходится до 30% мировых запасов газа и до 15% нефти. А некоторые эксперты поднимают ставки выше: до 75% всех углеводородов планеты! Правда, основная их часть находится глубоко под водой - в толще арктического шельфа.
ЗОЛОТОЕ ДНО
Арктика «могла бы стать важной базой снабжения Китая энергоносителями», считают китайские военные. Не все из соседей по планете будут в восторге от этих планов, признается в докладе. Но это уже проблема соседей. «Растущая вовлеченность Китая в арктические дела не позволит небольшому числу держав доминировать в регионе и защитит права неарктических стран», - уверены авторы.
Очевидно, что «доминирующей державой» номер один в Арктике является Россия: на нашу страну приходится почти 60% побережья Северного Ледовитого океана - 22 600 км из 38 700. «Особый интерес у Китая вызывают российские арктические территории, которые чрезвычайно богаты ресурсами», - подтверждает догадку доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского университета Марина Лагутина. Китайцы прекрасно понимают, что Россия не в состоянии самостоятельно распечатать свою арктическую кладовую: нет ни соответствующих технологий, ни достаточных финансовых средств.
Тем не менее Лагутина предлагает видеть в Китае «скорее союзника, чем противника». Не потому что китайский дракон такой уж белый и пушистый, а потому что другого выхода попросту нет. На Европу и Америку рассчитывать не приходится. Да и Китай не будет с нами нянькаться: не станем дружить - вступит «в союз со странами, которых также не устраивает ведущая роль России в Арктике».
Отметим, что позиция Китая по большинству вопросов, связанных с Арктикой, не просто не совпадает с российской, а диаметрально противоположна. Открыв любую российскую географическую карту, вы обнаружите «границу полярных владений РФ», соединяющую российско-норвежскую и российско-американскую (в Беринговом проливе) госграницы с Северным полюсом. Но российский полярный сектор не более чем условность, анахронизм. Наши права на «крышу мира» и прежде никто особо не признавал, а в 1997 году, после ратификации Конвенции ООН по морскому праву, от них де-юре отказалась и сама Россия.
Согласно Конвенции, полный суверенитет государства над морской или океанской гладью ограничивается 12-мильной (22,22 км) зоной территориальных вод. Плюс 200 миль (370,4 км) экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами страны на использование минеральных и биоресурсов. Правда, в этом правиле есть два существенных исключения.
Во-первых, государство, имеющее выход к морю, вправе претендовать также на континентальный шельф, внешние границы которого могут выходить далеко за пределы 200-мильной экономической зоны. Но эти претензии еще надо обосновать. Чем, собственно, мы и занимаемся.
Во-вторых, Конвенция разрешила прибрежным государствам ограничивать судоходство «в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны», где суровые климатические условия создают повышенную опасность для морских коммуникаций. Это позволило России сохранить контроль над Северным морским путем (СМП). Здесь, как и прежде, действует разрешительный принцип. Кроме того, «входной билет» не бесплатен: судовладельцам придется раскошелиться за услуги ледовой лоцманской и ледокольной проводки.
ПРОГРАММА «ЧИСТАЯ ВОДА»в союз со странами, которых также не устраивает ведущая роль России в Арктике
Отметим, что позиция Китая по большинству вопросов, связанных с Арктикой, не просто не совпадает с российской, а диаметрально противоположна. Открыв любую российскую географическую карту, вы обнаружите «
Согласно Конвенции, полный суверенитет государства над морской или океанской гладью ограничивается 12-мильной (22,22 км) зоной территориальных вод. Плюс 200 миль (370,4 км) экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами страны на использование минеральных и биоресурсов. Правда, в этом правиле есть два существенных исключения.
Во-первых, государство, имеющее выход к морю, вправе претендовать также на континентальный шельф, внешние границы которого могут выходить далеко за пределы 200-мильной экономической зоны. Но эти претензии еще надо обосновать. Чем, собственно, мы и занимаемся.
Во-вторых, Конвенция разрешила прибрежным государствам ограничивать судоходство «
ПРОГРАММА «
Если Комиссия ООН по внешним границам шельфа удовлетворит российскую заявку, это нанесет серьезный ущерб интересам КНР и остального мира, заявляют в китайских экспертных кругах. Но даже если России не удастся отстоять свои права на шельф, претензии со стороны Китая все равно останутся, уверена шведский эксперт Лина Якобсон. Главная из них связана с Севморпутем. «Китайцев очень беспокоит то, что Россия заламывает высокие цены за сервисные услуги, связанные с прохождением СМП», - отмечает Якобсон.
Между тем СМП влечет Поднебесную ничуть не меньше, чем нефтегазовые кладовые. Ведь сказать, что китайская экономика зависит от внешней торговли, - значит не сказать ничего: Китай - мировой экспортер номер один. При этом главным его торговым партнером является Евросоюз, а главным средством перевозки грузов - морской транспорт. Ну а основной торговый путь пролегает через Малаккский пролив, Индийский океан, Суэц и Гибралтар.
Возьмем, к примеру, шанхайский и гамбургский порты - их разделяют 19 850 км и около 30 дней пути. Использование арктического маршрута сокращает расстояние между портами на 6400 км, то есть примерно на треть. Колоссальная экономия времени и транспортных издержек! И никаких сомалийских пиратов.
Правда, есть одно но: большую часть года СМП покрыт толстым льдом. В зимний период круглогодичная навигация возможна лишь в западной части акватории - от Кольского полуострова до Ямала. Однако в результате глобального потепления продолжительность «сквозной» навигации неуклонно увеличивается. В настоящее время она продолжается четыре месяца в году - с июля по ноябрь. А в последние годы в конце лета - начале осени СМП на несколько недель полностью выходит, так сказать, на чистую воду.
Предполагается, что через 10-15 лет период активной навигации достигнет полугода. К этому времени Китай планирует перебрасывать через СМП пятую часть национального экспорта. И, возможно, сможет обходиться уже без российских ледоколов. Образно говоря, вопреки названию своего ледового флагмана Китай выбрал не драконовские меры, а путь тигра. Не шумную, эффектную атаку, а тихое, незаметное подкрадывание.
«ЗАСТОЛБИТЬ» СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ
Первая такая попытка была предпринята Россией в 2001 году. Составители заявки, поданной в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, по полной отыграли возможности, предоставляемые Конвенцией ООН по морскому праву. Последняя содержит два основных критерия границ шельфа. Первый - универсальный: неглубокое подводное подножие континента. Доказывать при таком раскладе почти ничего не нужно, но и прибавка выйдет не ахти какой - плюс 150 миль от границы экономической зоны (350 от берега).
А на успех программы-максимум позволяет надеяться исключение, сделанное для «подводных возвышенностей, которые являются естественными компонентами материковой окраины». Другими словами, для глубоководных океанских структур, которые в незапамятные времена были сушей. В отношении этих «атлантид» 350-мильное ограничение не действует. Тут уже есть где разгуляться.
Заявка исходит из того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Евразии. Взяв на вооружение эту гипотезу, Россия распространила свои претензии на чуть ли не все свои условно-исторические полярные владения, включая район Северного полюса.
Ооновские чиновники не отвергли, но и не удовлетворили заявку, порекомендовав провести дополнительные изыскания. Ориентировочный срок подачи доработанной заявки - ноябрь 2014 года.
Северный морской путь определен законом как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ». Длина СМП - от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км. Капитаны, выбравшие арктический маршрут, должны получить разре