На минувшей неделе состоялось заседание правительства, на котором министр финансов РФ Антон Силуанов представил план сокращения федерального бюджета.
Делать это необходимо - за несколько последних месяцев экономическая ситуация в стране обострилась из-за падения нефтяных цен и войны санкций. Многие ожидали от главы Минфина радикальных предложений по сокращению государственных расходов, например, на содержание чиновничьего аппарата, однако ожидания эти не оправдались. Расходы бюджета формально сокращаются на 1 трлн рублей, но значительную часть экономии обещают перенаправить на покрытие увеличивающихся социальных расходов. В результате реальное сокращение расходов бюджета составит всего лишь 0,3 трлн рублей. Однако экономией это назвать нельзя. Лишь за первые два месяца этого года доходы бюджета упали на 17%. К концу года расходная часть превысит 15,1 трлн рублей, в то время как доходная будет чуть менее 12,5 трлн. В бюджете, таким образом, получится прореха. Залатать ее власти намерены за счет средств Резервного фонда.
Размер Резервного фонда до недавнего времени составлял 3,9 трлн рублей. Однако с некоторых пор он стал таять, как снег под солнцем. «Средства Резервного фонда могут использоваться при неисполнении доходов бюджета, но только на поддержание экономики и исполнение бюджетных обязательств, - помнится, заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. - В случае если цены на энергоресурсы будут падать, и если вдруг не будет пополняться доходная часть федерального бюджета, мы будем использовать Резервный фонд, который определен законом. Но установка президента - и в правительстве этой установке жестко следуют, - понапрасну на пустые цели резервы не тратить, резервы должны быть потрачены в крайнем случае только на цели модернизации экономики или поддержания бюджетной стабильности». О значимости государственной «заначки» говорил и Владимир Путин: «Вместе с Резервным фондом Фонд национального благосостояния является, как мы говорим, «подушкой безопасности» для российской экономики, социальной сферы и всей финансовой системы». И вот «подушка» начала стремительно сдуваться. Только за последний месяц Резервный фонд сократился на 20%. До конца года власти собираются израсходовать еще 3,2 трлн рублей. К концу 2016 г. в фонде останется всего 0,5 трлн рублей, в 10 раз меньше, чем было в Резервном фонде в начале этого года. В общем, это как с заначкой от получки. Сначала немножко отщипнешь, ну, там, на пивко или еще какие-то мелочи, а потом глянешь – батюшки-светы! - кошелек-то уже пустой.
Хотя, по мнению правительственных чиновников и некоторых экономистов, в расходовании средств Резервного фонда нет ничего страшного. Мол, для того и копили, чтобы в случае необходимости за счет этих, отложенных про черный день денег, заткнуть дыры в бюджете. Так-то оно так, но возникает вопрос: с чем останемся, если будем «заначку» транжирить нынешними темпами? Кризис, подобно жуку-короеду, прогрызает в казне все новые и новые прорехи. Конца-края кризису пока не видать, а значит, восполнить потраченные средства будет невозможно. Что, интересно, будет делать правительство, когда от Резервного фонда останутся рожки да ножки? За счет чего тогда будем «ремонтировать» государственные финансы? Впрочем, несложно догадаться. Не за счет чего, а за счет кого. У нашего министра финансов Антона Силуанова на такой случай припасено спасительное средство, которым он охотно делится с гражданами. Это не что иное, как совет: потуже затянуть пояса. Ясно же, что когда власть израсходует резервы, в качестве таковых она использует расходы на «социалку». Их-то и подвергнет тогда усушке-утруске. В этом, пожалуй, можно не сомневаться.
Игорь Минаев