События в мире. Новости политики
2450 | 0

Чиновников закошмарят народным голосованием

Чиновников закошмарят народным голосованием
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 Качество госуслуг вскоре будет определяться с помощью уличных, онлайн- и sms-опросов. Переход с ручного управления на всенародное - вторая ступень реформы государственного аппарата. Глас народа, обещают авторы идеи, будет существенно влиять на карьеру чиновника даже из высших эшелонов власти.

Сначала Минтруд РФ ввел принципиально новую систему оценки квалификации госслужащих и эффективности их работы. В ближайшее время для каждой должности пропишут, какими знаниями, навыками, опытом и человеческими качествами должен обладать кандидат на должность.

Допустим, чиновник по всем параметрам на своем месте. Только как это проверить? И вот тут-то, говорят разработчики методических рекомендаций, пригодятся электронные технологии. Теперь не человек будет бегать за чиновниками, а они за человеком - чтобы узнать, все ли их клиентам понравилось.

ВСЕМОГУЩИЙ ИНТЕРНЕТ?

Общественная оценка может проводиться с помощью как очных опросов, так и заочных. При этом на одном способе никакое ведомство зацикливаться не должно. В ход пойдут все методы мониторинга: и смайлики, и sms, и уличные анкеты, и далее по списку. Во время очного анкетирования граждан будут опрашивать непосредственно в присутственных местах. Пришел, к примеру, в паспортный стол регистрироваться, а тебя на выходе уже спрашивают: ну как, мол, все прошло? Обходителен ли, расторопен ли был принимавший чиновник?

Что касается заочных исследований, то здесь методов еще больше - это и анкеты в канцеляриях (которые можно заполнить в тишине, а не под пристальным взглядом чиновника), и sms-опросы граждан, и почтовые опросы, и телефонные. Отдельным пунктом выделяют опросы через интернет. «Для привлечения граждан и представителей референтных социальных групп и институтов к опросу рекомендуется размещать баннеры или гиперссылки, ведущие на веб-страницу с опросом, на страницах крупных поисковых систем, интернет-порталах и других сайтах с высоким уровнем посещаемости, - говорится в методическом документе, подготовленном в Минтруде. - Примерами таких интернет-ресурсов являются Yandex, YouTube, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир, Wikipedia, LiveJournal, RuTube, Liveinternet, Fotostrana, Я.ру, Twitter и т.д.». Как обещают разработчики анкет, вопросы будут сформулированы четко, коротко, доступно для понимания, без использования специальной юридической терминологии.

Нельзя допускать в вопросах двойных отрицаний, например: «Не считаете ли вы, что не следует...» Планируется использовать как закрытые вопросы (вопросы, требующие однозначного ответа - «да», «нет»), так и открытые вопросы, которые позволяют описать свое мнение «к объекту общественной оценки» - ведомству или его чиновникам. При этом формулировать их будут так, чтобы они звучали нейтрально и не вызывали заранее определенную реакцию.

А еще предусматривается опрос через электронные терминалы, расположенные непосредственно в местах предоставления государственных услуг. Там появятся специальные кнопочки для недовольных. Например, для посетителей могут разложить анкеты с веселыми и грустными смайликами, переняв практику у кафе и банков. Так что настроение клиента после посещения чиновника станет не только его личным делом, но и заботой госслужащего.

ЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН!

Кстати, собственную систему рекламации как механизма контроля деятельности чиновников давно разработал и запатентовал не какой-нибудь общественный активист или продвинутый аппаратчик, а композитор Владимир Дашкевич, автор незабываемой музыки к «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а также к десяткам и десяткам других фильмов.

ДОВЕРЯЕМ ЛИ МЫ ЧИНОВНИКАМ?
По соцопросам, 42% респондентов считают, что чиновники то говорят правду, то скрывают ее; 37% утверждают, что чиновники часто лгут, 7% опрошенных уверены, что это происходит постоянно. Всего 2% россиян доверяют государственным служащим безоговорочно. При этом каждый пятый россиянин сам хочет стать чиновником.

-  По поводу оценок, например по интернету, могу с уверенностью сказать: любой чиновник накидает таких замечательных отзывов на себя, что получится не чиновник, а песня. Это все наивно. Нужно вводить метод рекламации на должности, отвечающие за конкретные вещи. То есть тех, кто отвечает за медицинское  обслуживание, транспорт, экологию - за то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Все это нужно оформлять в виде рекламаций, которые гражданин должен подавать раз в год. Я назвал эту систему рейтингономикой. Чиновник получает рейтинг - как спортсмен. Все будет зависеть от рекламаций граждан, пользующихся его услугами. Чиновник должен отвечать за определенную социальную проблему, чтобы качество его работы можно было оценить по конкретным критериям. Если качество его обслуживания гражданам не нравится и доверенный ему участок плохо им обслуживается, граждане ставят ему черную метку. И начальники, судя по оценкам в рекламации, делают вывод, на кого нужно воздействовать, кого поощрить, а кого снять с места. Но есть одно но: пока рекламация не будет официальным документом, как бюллетень на выборах (только не раз в пять-шесть лет, а каждый год), система не заработает. Хорошо бы чиновников оценивали по двум параметрам: насколько он понизил уровень рекламации за год и насколько малыми средствами смог решить проблемы в своем секторе. Если понижения нет и средства на решения проблемы тратились экономно - чиновник эффективен.

Заполнение анкеты должно происходить на участках, аналогичных избирательным. Система отметок только очная с регистрацией паспортных данных гражданина. При этом рейтинговать нужно не только чиновников, но и депутатов. Пусть их деятельность оценивают также жители подотчетного района. Нет детского сада - жители пишут рекламацию. И так на все конкретные виды своих социальных потребностей.

Рекламация - это самая эффективная обратная связь. Я, как гражданин, могу выражать свое мнение по поводу происходящего, отмечать проблемы, недовольства. Это такой турнир чиновников. При этом простым гражданам неинтересно, брал ли этот чиновник взятки или нет. Ему важно, чтобы госслужащий выполнял свою работу качественно. Мы оцениваем деятельность чиновника, а не его личность.

Рекламация должна быть всеобщей и обязательной. Каждый гражданин обязан отметить те виды социальных служб, которыми пользуется. Если все хорошо, то и отмечать ничего не надо. По моей методике отмечать нужно только плохую работу, а не хорошую. Ведь гражданин платит налоги - это и есть его «да», которое он говорит государству. А рекламация - это «нет», которое он тоже говорит госаппарату. Те, кто платит налоги, имеют полное право за свои деньги контролировать качество обслуживания.

РОССИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ

Эксперты Центра экономических исследований на основании данных Росстата подготовили рейтинг забюрократизированности регионов. За основу взяли количество чиновников на душу населения. Результаты оказались довольно любопытны. Количество чиновников на каждые 10 тысяч человек в регионах варьируется в очень широком диапазоне - от 40 до более чем 300. И это при среднероссийском показателе в 67 чиновников.

Самый низкий уровень забюрократизированности зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тысяч населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. К регионам с небольшим чиновничьим аппаратом можно также отнести Московскую, Свердловскую, Воронежскую, Челябинскую области, Республики Башкортостан, Татарстан и Дагестан. Высокий уровень чиновников зафиксирован в Магаданской области, Республиках Алтай и Калмыкия. В этих субъектах РФ доля чиновников превышает 100 человек на каждые 10 тысяч человек. А наиболее забюрократизированные регионы - это Чукотский и Ненецкий автономные округа, где самая высокая доля чиновников в общей численности занятых в экономике (5%) и самое высокое их число на каждые
10 тысяч человек - 323 и 244 соответственно.

Екатерина Люльчак

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.