Многие исследования доказывают, что отношения в коллективе оказывают серьезное влияние на рабочий процесс. Сегодня мы расскажем, как выстроить отношения с подчиненными, чтобы повысить их уровень лояльности и эффективность работы.

Многочисленные исследования, проведенные в разных странах, доказывают, что отношения в коллективе оказывают серьезное влияние на рабочий процесс и частоту смены персонала в компании. Например, авторы статьи, опубликованной в Азиатско-Тихоокеанском журнале инноваций в области менеджмента в 2018 году, установили прямую связь между качеством отношений между менеджерами и сотрудниками и уровнем их удовлетворенности работой. А ученые из Висконсинского университета в Мадисоне доказали, что выгорание работников во многом зависит от поведения руководителя. Поэтому мы сегодня расскажем, как выстроить отношения с подчиненными, чтобы повысить их уровень лояльности и эффективность работы.
Существует несколько основных стилей управления коллективом, каждый из которых имеет как свои достоинства и недостатки. К примеру, авторитарный, основанный на четкой иерархии власти, позволяет быстро и эффективно принимать решения, снижает тревожность среди сотрудников, так как они просто выполняют инструкции. Но при этом он ограничивает свободу творчества и может подавлять мотивацию работников. Полная противоположность этого стиля – демократический. Однако то, что было плюсом в первом случае, является минусом во втором: да, сотрудники участвуют в принятие решений, предлагают свои идеи по улучшению качества работы, чувствуют себя ценными. Но при этом часто не могут быстро действовать, особенно в стрессовых ситуациях, и принимать нелегкие, но необходимые для развития бизнеса решения: например, урезать премиальную часть заработной платы в период кризисов.
Но какую бы управленческую стратегию ни выбрал руководитель компании, чтобы наладить хорошие отношения с подчиненными необходимо придерживаться следующих принципов:
- Взаимное уважение и доверие. Это, пожалуй, является основой здоровых рабочих отношений, без которой атмосфера в коллективе будет всегда напряженной, что повлечет за собой постоянную смену сотрудников.
- Эффективная коммуникация. Ведь подчиненные склонны больше доверять руководителям, открытым для обратной связи, объясняющим причины принимаемых решений и готовым выслушать их мнение и идеи.
- Содействие профессиональному развитию работников. Это позволит повысить не только качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, но и избежать эмоционального выгорания у подчиненных.
- Эмпатия. Проявление сочувствия к проблемам и трудностям, с которыми сталкиваются подчиненные, поможет установить доверительные отношения и создать атмосферу поддержки и сотрудничества.
- Регулярное поощрение работников. Однако если увеличение зарплаты невозможно в текущей экономической ситуации, то стоит перенять опыт советских начальников, организовывавших доски почета и награждавших передовиков производства памятными подарками. Сегодня ими могут стать билеты в кино, абонементы в фитнесс-клуб или бассейн, онлайн-курсы, сертификаты на фотосессию.
- Справедливость. Руководитель должен рассматривать всех подчиненных как равных членов команды и не допускать дискриминации.
В заключении хочется подчеркнуть, что отношения в коллективе играют решающую роль в формировании эффективности и стабильности работы организации. Рассмотренные управленческие стратегии могут иметь свои плюсы и минусы, но соблюдение ключевых принципов всегда будет способствовать формированию долгосрочных и успешных отношений между руководством и сотрудниками, а также привлекать и удерживать квалифицированных специалистов в процессе трудоустройства. Помните, что качественные отношения в коллективе создают благоприятное рабочее окружение, в котором команда будет процветать, а производительность труда достигать новых высот.