Текучка кадров в торговле выше, чем в других отраслях. Почему это происходит, и какие меры позволят справиться с массовым увольнением сотрудников, читайте в нашей новой статье
Согласно опросу, проведенному одним из популярных порталов по поиску работы, на протяжении последних 2 лет в торговой сфере замедлилась скорость смены линейного персонала. Так текучка кадров в прошлом году составила 32%, что на 6% меньше, чем годом ранее. Однако этот показатель в торговле все равно выше, чем в других отраслях. Почему это происходит, и какие меры позволят справиться с массовым увольнением сотрудников, мы расскажем сегодня.
Основные причины частой смены персонала
Текучесть кадров является негативным фактором для развития бизнеса, так как всегда сопровождается снижением экономических показателей. Она требует постоянных затрат на найм и обучение новых работников, при этом качество обслуживания покупателей не растет. С этой проблемой сталкиваются не только российские компании. Например, в американских магазинах ежегодно сменяется в среднем 59% сотрудников.
Поэтому по всему миру проводятся многочисленные исследования, направленные на выявление основных причин частых увольнений среди персонала. Так, по мнению ученых из Североцентрального университета США, а также авторов статьи "Understanding the Impact of Compensation on Employee Turnover in the Retail Sector", опубликованной в Журнале бизнеса и управления розничной торговлей к этим, к ним относятся:
- низкий уровень оплаты труда. Это, пожалуй, главная причина частой смены места работы у кассиров, продавцов-консультантов и мерчендайзеров.
- отсутствие перспективы карьерного развития. Если работодатель не предоставляет возможности для профессионального роста, сотрудники ищут привлекательные варианты работы в других фирмах и даже отраслях, где они могут достигать новых высот.
- отношения в коллективе. Многим продавцам и кладовщикам гораздо проще написать заявление об увольнении, чем постоянно вступать в конфликты с коллегами, сплетничающими за спиной, постоянно жалующимися начальству.
- недовольство руководителем. Причем это может быть вызвано как его стилем управления, так и просто чертами характера, манерой общения с подчиненными.
Кроме того, часто поводом для смены работодателя служит дисбаланс между работой и личной жизнью. Человек, нашедший вакансию с более удобным графиком или в торговой точке ближе к дому, как правило, уходит из компании.
Какие пути решения проблемы предлагают эксперты
Даже крупные ритейлеры не могут в одночасье линейному персоналу в разы повысить зарплату и сравнять ее, например, со средним уровнем оплаты труда ведущего разработчика программного обеспечения в России. Поэтому, по мнению экспертов, борьба с частой сменой сотрудников в сфере торговли требует комплексного подхода, включающего в себя:
- разработку понятных и прозрачных систем мотивации работников при выполнении ими плана продаж,
- создание благоприятных условий для профессионального роста: курсы повышения квалификации, различные конференции, вебинары о техниках продаж и способах решений конфликтных ситуаций с покупателями,
- грамотное распределение должностных обязанностей, набор достаточного количества персонала для каждой торговой точки, чтобы кассирам или кладовщикам не приходилось задерживаться в магазине после окончания рабочего дня,
- системный мониторинг деятельности линейных руководителей, обучение менеджеров управлению персоналом,
- анализ микроклимата в коллективе с помощью анкетирования и личных встреч с каждым работником.