Вдохновившись чужим опытом, я решила написать рассказ о том, как я зашла на Ozon с довольно распространенным товаром и за год смогла на нем хорошо заработать. Теперь это не просто вещи, которые я продаю, а настоящий бренд. Еще полтора года назад я бы посмеялась, если бы мне сказали, что я могу стать настоящей бизнесвумен. А сейчас это моя реальность — и я просто счастлива тому, что это произошло.
Меня зовут Таня, я живу в Санкт-Петербурге — точнее, в населенном пункте, который находится очень близко к городу. С детства я любила шить, и это всегда было частью моей жизни. Два года назад я шила только для себя и знакомых. Делала разные вещи, но особое удовольствие мне доставляло создание постельного белья. Искать и выбирать интересные ткани, продумывать дизайн и воплощать свои идеи в жизнь — для меня это было настоящим хобби и одновременно небольшим заработком.
Начало пути: продажи в социальных сетях
Мой бизнес начался с того, что я стала развивать страничку в запрещенной сейчас социальной сети. Подписчиков у меня было не очень много, но этого хватало, чтобы шить белье на заказ и иметь неплохой заработок каждый месяц. Конечно, мне всегда хотелось большего, но как-то не хватало решимости масштабировать свое дело. Помогли, как это нередко бывают, безвыходные обстоятельства. С запретом той социальной сети, через которую я торговала, пришло понимание: нужно выходить на новый уровень. И я решила, что попробую свои силы на маркетплейсе.
Появление в моей жизни Ozon
Решив, что пришло время осваивать маркетплейсы, я сначала думала, какую площадку выбрать. Пришлось изучить много информации в интернете, на разных форумах. В результате отзывы продавцов “Озон” вдохновили меня больше остальных. Потом я нашла образовательную платформу Ozon для селлеров, изучила максимум из того, что было в открытом доступе, и решила, что готова попробовать. Начинала я с большим воодушевлением и мне кажется, это тоже повлияло на результат. Плюс меня поддержала семья, за что я им очень благодарна. На первых этапах мои близкие стали моей мини-командой, которая решала дополнительные задачи.
Регистрация и выбор доставки
Я не буду долго рассказывать о том, как мы искали поставщиков для тканей, как я отшивала первую партию и заодно разрабатывала технологию, чтобы можно было потом быстро подключать новых мастеров. На это ушло около месяца. Работать пришлось очень много — без выходных и только с перерывами на еду и сон. А как только все было готово, мы зарегистрировались на Ozon. Сама регистрация заняла не более получаса, но после нее последовала модерация. Я не помню, сколько она длилась, но вроде бы около двух дней. В других отзывах о заработках на “Озон” этому уделяется больше внимания, но я не буду на этом останавливаться. В регистрации нет ничего сложного — нужно просто следовать подсказкам системы, и все получится.
Чуть сложнее было с выбором схемы доставки. Сразу я выбрала FBS (доставку со своего склада), затем передумала и решила, что буду использовать вариант FBO (доставку со склада Ozon). В результате поговорила с одним знающим человеком — и он частично вернул меня к формату FBS. Теперь на основании своего опыта я могу точно сказать, что последний вариант идеально подходит для начинающих селлеров. Это очень удобно, когда вы только прощупываете почву и пытаетесь понять, кто ваш клиент. Но даже при растущем бизнесе такая схема себя оправдывает. Вы получаете возможность протестировать небольшие партии нового товара, посмотреть на спрос конкретной коллекции. У меня сейчас сложилась такая ситуация: наиболее популярные позиции со стабильным спросом мы продаем через FBO, а все новинки реализуем через FBS.
Первые результаты: минус страхи и плюс вдохновение
Наверное, первые дни после запуска продаж были для меня самыми стрессовыми. Я понимала, что это переломный период. Если ничего не получится, мне придется долго себя восстанавливать и объяснять (самой же себе), что нужно пробовать снова и снова. А если все получится, я сойду с ума от страха, потому что придется быстро организовывать бизнес, которого фактически еще не было.
То, что я пишу отзыв поставщика “Озон”, уже наталкивает вас на мысль о том, что со мной произошел именно второй вариант. В первый же день у меня было уже 3(!) продажи, что тогда казалось фантастическим, просто нереальным результатом. Сразу я обрадовалась, а потом стала переживать, что у меня в запасе всего 90–100 комплектов, причем в разных размерах. Я решила, что подожду несколько дней и посмотрю, как пойдут дела. Уже через неделю стало ясно, что нужно срочно искать работников и отшивать дополнительную партию. На пятый день продаж у нас купили 9 комплектов, а на шестой — 8.
Большим плюсом было то, что я заранее нашла двух швей, которые обещали подстраховать меня на случай срочной работы. Теперь это две главные мастерицы в моей компании — и я очень благодарна им за то, что в самом начале они быстро среагировали и помогли мне активно начать дело.
Продвижение силами Ozon: работает ли
Продажи постельного белья, о котором я говорю, случились вообще без какого-либо продвижения. Мы просто сделали красивые карточки и подробное описание. Также повезло, что первые две клиентки оставили очень приятные отзывы — с фотографиями и даже видео. Люди смотрели на них и охотнее приобретали нашу продукцию.
Какое-то время казалось, что продажи будут нарастать в геометрической прогрессии. Но это оказалось не так. Вскоре стало ясно, что нужно подключать внутреннюю рекламную кампанию. Тем более мои мастерицы работали быстро и качественно — у нас уже скопился приличный запас изделий.
Мы начали с продвижения в поиске, а затем добавили акции. Кстати, в нашем случае акции всегда дают хороший рост продаж. Чуть позже подключили и такой инструмент, как “Бонусы продавца”.
При первых попытках продвижения результаты пошли не сразу, некоторые настройки пришлось подкорректировать, но потом все заработало. Со временем дополнительные инструменты стали приносить 15–20 заказов в день. Сейчас, через год, это кажется не очень большим результатом. Теперь у нас продается от 70 до 100 комплектов в день, а команда растет с каждым месяцем. Но тогда 20 заказов для нас были чем-то фантастическим.
Продвижение разными способами — лучший вариант
Если вы читаете отзывы о том, как продавать на “Озон”, чтобы реально заработать, то я могу дать один простой совет. Не рассчитывайте исключительно на то, что маркетплейс будет приводить вам клиентов. Сейчас я использую внутреннее продвижение на площадке, активно развиваю социальные сети, а также всячески стимулирую покупателей оставлять отзывы. Вместе с товарами мы отправляем приятные мелочи, а еще прилагаем открытки, на которых просим поделиться впечатлениями о нашем товаре.
И, конечно, не забывайте о позиционировании бренда. У вас должен быть свой узнаваемый стиль, к которому люди захотят возвращаться снова и снова.
Свой интернет-магазин или маркетплейс: мои выводы
Я знаю девушку, которая продавала одежду через свой интернет-магазин, а теперь тоже перешла на Ozon. По общению с ней я сделала выводы, что ставка на маркетплейс с самого начала была верным решением. Если кратко выделить плюсы этого формата, то они такие:
● Готовая площадка, инструменты которой можно использовать без ограничений.
● Много настроек для красивого и правильного оформления карточек.
● Возможность продавать товары по всей стране и даже за ее пределами. Например, у нас много покупок из Беларуси.
● Удобное оформление возвратов — практически без участия продавца.
● Отличная селлерская поддержка. Вы никогда не останетесь один на один со своей проблемой.
● Выгодная внутренняя реклама. Если вы все делаете правильно, она окупается многократно.
На этом хочу завершить свою историю. Получился небольшой, но, я надеюсь, вдохновляющий отзыв. Конечно, не каждая попытка заканчивается успехом, но поверьте: любые страхи в вашей голове не имеют никакого отношения к реальности. Вы поймете, как все работает, только если начнете сами продавать. А там все ошибки станут очевидными — вы сможете их исправить и добиться нужного результата.