Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
3347 | 0

Всеволод Шиловский: «Актерам нельзя идти в политику!»

Всеволод Шиловский: «Актерам нельзя идти в политику!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сейчас он снимается редко, но все так же метко - каждая роль точно в яблочко.

Ну а сколько прежде таких было! «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка»... Шиловский из любого эпизода шедевр мог сотворить. Наверное, потому и стал режиссером. Недавно легенде отечественного кино исполнилось 80 лет.

- Всеволод Николаевич, сколько же фильмов вы сняли?

- Десять фильмов. И первый советский сериал, который я снял в 1971 году, «День за днем». Мы снимали его как телеспектакль, озвучения не было. И это было, конечно, что-то! 140 актеров из 11 театров Москвы: Грибов, Массальский, Степанова, Тарасова, Кторов, Прудкин, Сазонова, Невинный... 10 народных СССР, 25 заслуженных! Но я уже тогда работал в МХАТе режиссером, и они безоговорочно шли за мной, соглашались...

- А вы ведь еще первым в Союзе поставили телеспектакль «Сладкоголосая птица юности».

- Да, и у меня единственного в СССР есть автограф Теннесcи Уильямса: «Севе Шиловскому от всего сердца, с почтением, искренне, Теннесси Уильямс...» Мой друг Марис Лиепа встречался с ним в Лондоне на приеме по случаю гастролей Большого театра, рассказал, что в России выходит спектакль, да еще с участием учеников Станиславского. И Теннесcи Уильямс сказал: «Тогда я должен что-то написать режиссеру...» Когда Марис привез мне этот автограф, я ему готов был все отдать!

«В 42 ГОДА СДАЛСЯ КИНЕМАТОГРАФУ»

- Почему после раздела МХАТа вы из театра ушли? Не остались с Ефремовым? Не перешли к Дорониной?

- Так где же там было оставаться? Ведь произошла трагедия! Две Москвы может быть? Два храма Василия Блаженного? Вас разделить надвое - что получится?.. Нет, того МХАТа больше не было, знаменитых мхатовских стариков...

Вы знаете, меня всегда поражало, как они относились к жизни. У каждого из стариков была своя трагедия, но они не боялись жизни, такой, какая она есть. Умели просто адски работать. И умели дурачиться.

Скажем, у них была игра, которая стоила проигравшему ящика коньяка. Правила были такие: какую бы роль ты ни играл - трагическую или комическую, не важно, но если партнер на сцене тихо тебе говорил: «Гопкинс», ты должен был подпрыгнуть, перебрать в воздухе ногами и опуститься на место.

Помню, Владимир Львович Ершов, ростом 2 метра 4 сантиметра, играл с Павлом Владимировичем Массальским в спектакле «Идеальный муж». В середине спектакля Павел Владимирович тихо произносит: «Гопкинс...» Дело дошло до Кремля. Вызвали всех...

- Но почему же так резко все изменилось в театре с приходом Олега Ефремова?

- Ефремов был хорошим руководителем коллектива в 35 человек - имею в виду труппу «Современника». А тут почти 150!.. В общем, из театра я ушел. И в 42 года, можно сказать, сдался кинематографу.

Когда театр стал рушиться, дал согласие сниматься, ведь все-таки меня выбирали не абы кто, а режиссеры Усков, Краснопольский, Тодоровский...

Но главным все равно для меня была педагогика. Началась она еще в 1961 году, когда сам был молодой и ничего не понимал. Моими учениками были Андрей Мягков, его супруга Анастасия Вознесенская, позже Коля Караченцов. Школа-студия умела воспитывать! Но вскоре после ухода из МХАТа я ушел и из школы-студии, преподавал во ВГИКе, пришел туда, когда еще были живы Сергей Герасимов и Тамара Макарова...

- А уйдя из МХАТа, вы все-таки продолжали общаться с Ефремовым и Дорониной?

- Нет. Могу сказать, что мне Ефремов предлагал возглавить вторую половину труппы. Мне, а не Дорониной. Но я отказался, а Доронина согласилась, увы, к несчастью. Потому что она не режиссер... Но, кстати, и у Табакова меня удивляло, что ставили спектакли Богомолов и прочие, которые театр фактически обливали помоями.

Ну все-таки руководить театром - это же значит иметь свою эстетику! Как у Яншина, который руководил театром им. Станиславского, или у Хомского во МТЮЗе, а затем в Театре им. Моссовета. И оба они очень любили артистов. Вообще, для меня человек, который не любит артистов, - мой враг. Конечно, если этот человек - режиссер...

«ГОВОРУХИН БЫЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ»

- Наверное, самая любимая ваша актриса во всех смыслах - это внучка Аглая. Расскажите о ней.

- То, что она стала известной, популярной, - заслуга моего сына Ильи. Он помогал в ее становлении. Уже в три года Аглая стала участницей музыкальной детской труппы Бориса Покровского, в четыре - дебютировала в оперной постановке «Прекрасная мельничиха», поставленной на сцене Большого театра.

Ну а путь к известности для широкой публики ей проложил Говорухин, сняв в своей картине «В стиле jazz», она вышла на экраны в 2010 году, когда Аглае едва исполнилось 17 лет. И Слава очень высоко ценил ее талант.

Друзья называют Аглаю «шахтер», «передовик труда». И в этом тоже не моя заслуга, а ее папы и мамы. Она - достойная дочь своего отца, который и сам киношный драматург, режиссер. На фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске мой сын Илья как-то получил главный приз.

- Ваша семья никак не замечена в политической жизни страны. Почему?

- И слава богу! Актерам не надо туда идти! Это чудовищно и непрофессионально! Это другие мозги, другая совесть, другая эстетика. Покойный Говорухин был исключением, но он знал, что делает. Не просто же так снял фильмы «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли». Он знал это. И при этом никаких высказываний политического характера у него не было, говорил только то, что ему близко. Вообще, он всю жизнь занимался любимым ремеслом...

- То есть Аглае вы бы не советовали идти в депутаты?

- Конечно, нет. Надеюсь, у нее для этого ума хватит. Потому что она умная... Я, например, в политику не лезу. Но всем друзьям и коллегам говорю: «Подумайте о женской доле и о сохранении генофонда. Если у нас столько брошенных детей, то, значит, что-то не так в «доме Облонских».

Будь я президентом, я бы очень много денег потратил на сохранение генофонда. Можно сказать, что мое политическое кредо - спасти генофонд страны. И чтобы это были не просто слова, в слова я давно уже не верю... Вот почему по крохам собирают на операцию ребенка? Почему не дают деньги те, кто зарабатывает миллиарды долларов? Нет, сам я готов, но почему они не помогают? И государство тоже?..

А вкус, а эстрада? Когда говорят: «А почему нельзя ругаться матом? Мы же в жизни ругаемся!» Но почему же великие не писали с матом? И почему мои внуки должны слушать этот мат? Они же потом пошлют матом дедов, отцов, матерей... Государство, в конце концов.

- Что же с таким настроем вы смотрите по нынешнему ТВ?

- Смотрю канал ТВЦ, старые советские фильмы. Смотрю, любуюсь и плачу. Потому что многих актеров уже нет на этом свете... Вы знаете, своим ученикам я даю список из 150 фильмов. И они узнают не только фамилии Смоктуновского, Лаврова, но и их лица, которые до сих не видели на экране.

- Всеволод Николаевич, а современную литературу читаете?

- Редко. Но я прочитал и Акунина, и Пелевина. И знаю их эстетику. Когда они начали писать и издаваться, прочитывал их буквально на ходу. С удовольствием прочитал Алексея Иванова «Сердце пармы» и «Географ глобус пропил». А все почему? Потому что если ты хотя бы на миллиметр не впереди товарищей студентов, значит, ты безнадежно отстал от жизни. Так что мне отставать нельзя...

Андрей Князев.

Фото Г. Усоева,

FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.