Светская хроника. Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
4235 | 0

Сергей Юрский: «Великое американское кино создали русские»

 

Знаменитым Сергея Юрского сделали первые же роли в кино - Чудак из комедии “Человек ниоткуда”, Викниксор (“Республика ШКИД”), Тарталья (“Король-олень”) и, конечно, его гениальный великий комбинатор Остап Бендер (“Золотой теленок”). Так и повелось: что ни спектакль, что ни появление на экране - событие.

Сергей Юрский: «Великое американское кино создали русские»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Одна только галерея сыгранных им исторических персонажей чего стоит: король Генрих VI, Мольер, Циолковский, Пастернак, Пиночет, Сталин... Его “театр одного актера” до сих пор собирает полные залы. А еще выдающийся актер, режиссер и писатель известен своими остроумными, меткими и порой резкими размышлениями на самые разнообразные болевые темы.

- Сергей Юрьевич, в своих книгах вы признаетесь, что так и не стали киноактером. Странно это слышать от человека, без которого трудно представить наш “золотой кинофонд”...

- Тем не менее это так. Я начал сниматься в кино через два года после прихода в профессиональный театр и первые десять лет снимался регулярно: играл по крайней мере одну большую роль в год. Я научился владеть собой на съемочной площадке, научился неделями ждать нужной погоды, не теряя внутренней направленности, научился не дуреть от шальной жизни в долгих экспедициях, научился по градусам рассчитывать повороты головы на крупном плане. Я испил свою чашу кинопопулярности после фильмов “Крепостная актриса”, “Республика ШКИД” и особенно после “Золотого теленка”. Я испробовал самые разные жанры кино - оперетту, детектив, комедию, хронику, сказку. Некоторые из моих ролей даже были отнесены к числу серьезных удач. Но... Во всех ролях я лучше или хуже приспосабливал свое театральное умение к условиям кино. Думаю, что зрители и критики зачастую прощали или не замечали мою театральность, потому что большинство моих персонажей были натурами артистическими. Некоторая театральность становилась чертой характера. За артистичностью персонажа я скрывал свое неумение владеть законами искусства киноактера. Но кино я люблю! Высоко ценю в актерах умение сниматься, считаю это особым дарованием и искренне стремлюсь этому научиться, а не играть спектакль перед камерой!

- Любимые персонажи у вас есть?

- Люблю дядю Митю из фильма “Любовь и голуби”. Кстати, когда Меньшов позвал меня на эту картину, я должен был играть главного героя - Василия Кузякина. Но потом все переиначили - уж очень хорошо смотрелся в этой роли Александр Михайлов. Мне очень дорога картина “Полторы комнаты”, где я сыграл отца Бродского. Из последних - роль Сталина в фильме режиссера Ирины Гедрович “Товарищ Сталин”... А вот в новом российском кино я вряд ли появлюсь.

Сергей Юрский с женой и дочерью
С женой Натальей Теняковой и дочерью Дарьей

- Не предлагают ничего интересного?

- То, что предлагают, меня совершенно не привлекает. Сейчас со мной затевает разговор Алексей Герман-младший, сын моего старинного товарища. Мы обсудим, конечно, но я не спешу соглашаться... Все чаще ловлю себя на мысли: а для чего сниматься? Нынешний кинематограф технологизировался, коммерциализировался. Фильм стал продуктом! Многие гордятся тем, что не ходят в кинотеатры и театры, не смотрят телевизор. Это считается хорошим тоном.

- Время от времени же появляются хорошие картины.

- Соглашусь. Но они редкость. Произошел разрыв между уровнем драматургии и уровнем режиссуры. Это приводит к падению талантов. Нет, исключения бывают даже в сериалах, особенно если они состоят из четырех-восьми серий. Дело не в актерах - актеры еще не перевелись, но тот текст, который они вынуждены произносить с экрана, непрерывно принижает их талант. И этот шлак тоннами высыпается на голову современному зрителю.

- Что-нибудь сейчас пишете?

- Ни-че-го. У меня вышло 18 книг, а самая первая моя большая книга называлась “Кто держит паузу”. Вот сейчас я держу паузу. Тогда вполне закономерный вопрос: “А чем же, собственно говоря, тогда занимается Юрский?” Отвечаю: “Играю в театре в шести-семи названиях”. Я ведь сам играю во всех своих режиссерских спектаклях - это особенность моей жизни. Недавно не только поставил спектакль “Полеты с ангелом” о Марке Шагале на сцене Театра Ермоловой с артистами из разных театров, но я еще и играю там девять ролей. Это большая, трудная работа. И если 6-7 названий идут хотя бы по два раза в месяц, то это уже 12-14. Выдерживать такое в моем возрасте... Я ведь в этом году начал свой 56-й театральный сезон и был вынужден снять два спектакля из тех, что играл годами и мог бы играть дальше. Если я остановлюсь, то вместе со мной умрут все спектакли.

- Вы как-то сказали, что театр для вас - кровообмен сцены и зала...

- Видел не так давно “Лето одного года” моего родного питерского БДТ на гастролях в Москве. С моими старыми друзьями Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили. Вот это был театр в моем понимании! Действие завораживает. Но это абсолютная редкость, в том числе и в БДТ.

- Вам по душе сегодняшние репертуарные театры, современные режиссеры?

Сергей Юрский
«Любовь и голуби»

- Сейчас уже нет репертуарного театра. Лучше это открыто признать. Сейчас это либо фирма, либо площадка для разного рода представлений, либо откровенная антреприза под видом репертуарного театра.

- Антреприза съела театр?

- Не столько антреприза съела театр, сколько театр предал самого себя. Я совершенно убежден в том, что драматический театр умирает. В одной Москве несколько сотен сцен, а театра в том понимании, в котором мы жили, работали, днем с огнем не найти.

- По-вашему, процесс необратим, спасти театр никак нельзя?

- А зачем? Ведь есть нации, у которых вообще никогда не было театра. И ничего, живут. Но мне будет жаль, если у нас, где театр был и имел такое большое значение, он исчезнет.

- Сейчас многие актеры занимаются благотворительностью. Вы участвуете в подобных акциях - спектаклях, творческих вечерах, встречах?

- Я участвую в благотворительных мероприятиях, которые мне кажутся необходимыми. Например, концерт для сбора средств сидящих в тюрьме по Болотному делу. Это нужно! Это я понимаю. Но навязанная сверху благотворительность... Это как революция, сделанная сверху.

- А как вам такая тема? Светлана Ходченкова недавно блеснула в голливудском боевике “Росомаха. Бессмертный”, Данила Козловский - в “Академии вампиров”, Юлия Снигирь - в новом “Крепком орешке”... Почти одновременное появление наших актеров в голливудских фильмах - причем не в роли плохих русских или проституток - многие называют прорывом. Интересно узнать вашу оценку.

- Честно? Конечно, надо ехать сниматься в Голливуд. Но это нашим актерам ничего не даст. Ни-че-го. Говорю так, потому что опыт есть...

- Но почему?

- Там другой менталитет, другие задачи, другой зритель, другой способ жить. Кардинально все переменить, отречься от того, что было здесь? Бывает, люди себя там, на Западе, находят. Но, по мне, это все равно что найти себя на том свете. Да, знаменитый русский актер Иван Мозжухин когда-то нашел себя там. Мой товарищ Миша Барышников стал там просто звездой. Но в первом случае речь идет о немом кино, во втором - о балете. А балет - это искусство движения, в котором человеческое тело, руки, ноги, голова, способ ритмического использования всех частей тела - это всеобщее дело. Но язык, слово - это дело не международное.

Сергей Юрский
«Крепостная актриса»

Тем, кто рвется в Голливуд как на творческий олимп, полезно будет напомнить, что именно Михаил Чехов оказал колоссальное влияние на Голливуд, когда эмигрировал из России. Все, кто его видел (а я знаком со многими людьми, его знавшими), говорят, что Чехов был здесь величайшим актером - и комиком, и трагиком. Там он стал Учителем с большой буквы, создал свою теорию, занимался с актерами, которые хотели понять свою профессию. И самые выдающиеся актеры американского кино прошли его школу. Теперь расплодились уже “внучата” Михаила Чехова. А ведь он был учеником Станиславского, племянником Антона Павловича Чехова. Вот какие глубинные связи. Великое американское кино создала русская школа! И то, что мы ее во многом потеряли, а они очень технологично, очень умело ею овладели - это феномен.

- К вам часто обращаются за советом молодые ребята, выбирающие профессию, но сомневающиеся. Какой совет вы им даете?

- Я вот что скажу сомневающимся. Ни в коем случае не выбирайте творческую стезю, если вас не оставляют сомнения в правильности, единственности такого выбора. Лучше ступайте в профессию, которая будет приносить вам и вашим семьям стабильный доход, обеспечит спокойную, налаженную жизнь. Если вы готовы пренебречь всем вышеназванным, если жизнь вам немила без сцены, вот тут задумайтесь, загляните в себя, а дальше рука судьбы сама поведет вас.

Андрей Колобаев

Фото FOTOBANK.COM, Г. Усоева

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.