«Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!»... Перечислять телефильмы, которые (благодаря его музыке в том числе) стали хитами, можно до бесконечности. Однако последние годы знаменитый композитор Максим Дунаевский с ТВ не работает. Почему же?
- В СССР музыка к кино стала отдельным жанром. Максим Исаакович, почему сегодня такого жанра практически нет?
- Потому что нет кино. Есть единицы, которые кино создают: Звягинцев, еще кто-то. Но они исключение, а не правило. А российского кинематографа сегодня нет, он растворился в непрофессионализме продюсеров, которые взяли на себя функции командующих, как в Америке. Только мы забываем о том, что на Западе продюсерский корпус формировался десятилетиями, там работают профессионалы, многие из которых сами были режиссерами. Они знают формулу успеха. Не имея всего этого багажа за плечами, мы стремимся к копированию, это не получается. Отсюда и плохая музыка к фильмам, и серая операторская работа...
- Но вы могли бы сотрудничать с теми единицами, о которых сказали.
- Cейчас я слышу странное мнение о себе, что, дескать, я - очень дорогой композитор. Откуда возникло это мнение, кто пустил такой слух? Случайно он возник или намеренно?.. Всего этого я не знаю, но сегодня никто не зовет меня в интересные проекты. Впрочем, может, у них свои ребята есть; может, я не соответствую их представлениям; может, звезды так сошлись...
Вообще, с такими режиссерами, как Звягинцев, как Кира Муратова, как Алексей Герман-младший, очень тяжело работать. Я пытался сотрудничать с другом детства Павлом Чухраем - режиссером субъективным, индивидуальным, штучным; и я вам скажу: не получилось. Такие творцы слышат что-то потустороннее, им нужен не композитор, а аранжировщик идей, и это вполне допустимо. Хотя такой гений, как Феллини, приступавший к съемкам, имея в голове только первую сцену, обращался к гениальному композитору Нино Рота. И Спилберг действует так же, он не боится окружать себя талантами.
- Вы не ждете всплеска, прорыва в отечественном кинематографе?
- Я скажу крамольную вещь: прорыва я не жду, его не будет до тех пор, пока Министерство культуры занимается кино. Оно должно бросить кино, бросить в свободное плавание, как некогда Гайдар бросил экономику. Вспомните, как в Англии в середине ХХ века национальные театры оставили без господдержки. И теперь английский театр, научившись жить по рыночным правилам, - один из лучших в мире. Если мы не возьмем эту модель, ничего хорошего не будет, совершенно в этом уверен.
- Но как получилось, что самая читающая нация внезапно превратилась в потребителей мыльных опер?
- Мы постепенно разрушали все то, что осталось с советских времен, даже экономику. Вот сейчас все говорят: «У нас экономика грохнулась». А какая экономика? Советская! Мы жили на этом багаже и целенаправленно его разрушали.
- Вы сейчас переключились на мюзиклы, недавно прошли ваши «Алые паруса». Но ведь кто-то скажет, что и мюзиклы, которые носят исключительно развлекательный характер, размывают настоящее искусство.
- Нет, я так не считаю. «Призрак Оперы» - это не поверхностная история, мюзикл «Красавица и Чудовище» - замечательная добрая сказка. На мой взгляд, мюзиклы прививают зрителям хороший вкус, уровень культуры. В конце концов зрители начнут требовать большего. Сужу, например, по своему ребенку - он на абы какой спектакль уже не пойдет. Вообще, мюзикл сейчас в стадии роста, развития. Может, кстати, поэтому я там...
Ольга Лаптева
Фото PERSONA STARS